Психологические страницы № 4

Психологическая поддержка подростка

 Психологическая поддержка – это одно из важнейших средств, способных улучшить взаимоотношения между детьми и родителями.

Психологическая поддержка как средство психологического воздействия требует от взрослых сосредоточенности на позитивных сторонах и преимуществах подростка с целью укрепления его самооценки:

  • которая помогает подростку поверить с в себя и свои способности;
  • которая помогает избегать ошибок;
  • которая поддерживает подростка при неудачах.

Чтобы научиться поддерживать подростка, родителям необходимо изменить привычный стиль общения.

Поддерживать подростка – значит верить в него. Вербально или невербально  родитель сообщает подростку, что верит в его силы и способности. Подросток нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Чтобы поддержать подростка, родители сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказать несовершеннолетнему ребенку  поддержку до тех пор, пока он  не научатся принимать себя, и не  достигнет самоуважения и уверенности.

Помогая подростку, взрослые должны знать, какие силы в  образовательном учреждении способны привести к разочарованию подростка. Такими силами являются:

  1. Завышенные требования родителей.
  2. Соперничество братьев и сестер (сиблингов).
  3. Чрезмерные амбиции подростка

Для того чтобы оказать подростку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие и чувство адекватного восприятия себя в обществе. В течение дня взрослые имеют немало возможностей для создания у подростка чувства собственной полезности и адекватности. Один путь состоит в том, чтобы продемонстрировать подростку ваше удовлетворение от его достижений или усилий, другой путь – научить подростка справляться с различными задачами. Этого можно достичь, создав у подростка установку: «Ты можешь это сделать».

Чтобы показать веру в несовершеннолетнего, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

  • забыть о прошлых неудачах подростка;
  • помочь подростку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
  • позволить подростку начать все с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;
  • помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у взрослого.

Итак, для того, чтобы поддержать подростка, необходимо:

  1. Опираться на сильные стороны подростка.
  2. Избегать подчеркивания промахов подростка.
  3. Показывать, что вы удовлетворены подростком.
  4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к подростку.
  5. Уметь помочь подростку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
  6. Проводить больше времени с подростком.
  7. Внести юмор во взаимоотношения с подростком.
  8. Знать обо всех попытках подростка справиться с заданием.
  9. Уметь взаимодействовать с подростком.
  10. Позволить подростку самому решать проблемы там, где это возможно.
  11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
  12. Принимать индивидуальность подростка.
  13. Проявлять веру в своего ребенка, эмпатию к нему.
  14. Демонстрировать оптимизм

 

 

Психологические страницы № 3

Потребности самосовершенствования

Будущее – это та часть

Нашей жизни, которую

Мы можем изменить.

А.А. Ухтомский

Общепризнано, что потребности - основа, опреде­ляющая интенсивность и направление развития лич­ности. Особо выделяются высшие человеческие по­требности - социальные и духовные, которые пред­ставляют собой источники самодвижения человека, потребности улучшения u совершенствования  личностью самой себя.

Познавательные nоmребносmu имеют своими истоками животный ориентировочный инстинкт. По И.П. Павлову, всякая деятельность начинается с ори­ентировки. У человека природные ориентировочно-по­знавательные потенции вырастают в сложный социо­культурный комплекс ценностей, способов действий,

духовных исканий.

Потребности в самоутверждении синтезируют­ся из первичных потребностей конкурентного существования среди других представителей животного мира (пищевая, половая, защитная потребности). В человеческом обществе, особенно в детском, потребности в са­моутверждении выражаются в стремлении иметь в чём-то преимущество перед окружающими (быть сильнее, результативнее, умнее, удачливее и т.п.) ­это суть нормального человеческого честолюбия.

На высшем уровне потребность в самоутверждении переходит в стремление самосовершенствования.

Потребность в безопасности проявляется у че­ловека в стремлении быть защищённым, не чувство­вать страха, избегать тревоги, неудач, обид, потрясе­ний. Эти потребности удовлетворяются через ощуще­ние эмоциональной близости, любви, симпатии, эмпа­тии, веры со стороны окружающих значимых людей и групп (родителей, друзей, педагогов и др.). Потреб­ность в обществе себе подобных, в принадлежности к группе, в общении - тоже проявление потребности в безопасности.

Потребность в самоопределении развивается на базе уже проявившихся потребностей в познании, са­моутверждении, самовыражении, защищённости. Это чисто человеческая, духовная потребность, основанная на осознании личностью самой себя, своих возможностей, способностей.

Механизм самоактуализации потребностей - по­знание, испытание и реализация своих личностных возможностей - играет роль главного мотивационного фактора непрерывного самосовершенствования, твор­ческой, созидательной деятельности человека.

Таким образом, все высшие духовные noтребности человека: в пoзнании. самоутверждении, безопасности, са­мооnределении. самоактуализации - это стремления к  саморазвитию, направленные на созидание, улучшение личностью самой себя (самосовершенство­вание).

Исnoльзовать noтребности самосовершенство­вания для мотивации учебно-восnиmaтельного процесса - важнейшая задача современного образования.

Психологические страницы № 2

 «Условия подготовки конкурентоспособных, социально и профессионально мобильных специалистов»

 На современном рынке труда в условиях непрерывной модернизации производства важнейшими качествами специалиста становятся:

-инициативность;

-способность творчески мыслить;

-находить правильные решения в нестандартных ситуациях.

Первое условие – постоянная модернизация материальной базы и обучение на современном техническом оборудовании на базовых кафедрах учреждения.

Второе условие успеха образовательного учреждения заложено в профессиональном качестве педагогических кадров. Главным критерием оценки качества педагога выступает динамика развития его основных составляющих: профессиональной компетентности и профессиональной культуры. Развитие профессиональных компетенций педагога, обеспечивающих реализацию деятельностного, модульного и компетентностного подходов в воспитательно-образовательном процессе и повышение значимости педагогических ролей (фасилитатора, тьютора, организатора образовательной среды, консультанта).

Профессиональная культура – это результат личностного развития, развития социально-значимых личностных характеристик.

Определены возможности осуществления непрерывного обучения педагогов внутри техникума:

-создание условий для адаптации и профессионального становления молодых специалистов (наставничество, школа молодого педагога и др.);

-использование активных и интерактивных форм и методов работы, активизирующих профессиональную деятельность педагогов (мастер-классы, практикумы, мозговой штурм, круглый стол и др.);

- создание открытого образовательного пространства, обеспечивающего педагогам выбор оптимального сочетания различных форм повышения квалификации на основе внешнего сетевого взаимодействия ОУ (получение второго высшего образования, соискательство, переподготовка, курсы повышения квалификации, дистанционное обучение, стажировка, самообразование и др.);

- использование информационно-коммуникационных технологий для орга
низации непрерывного повышения квалификации педагогов (блоги преподава
телей, методические копилки, форумы, вебинары и пр.);

-учебно-методическое сопровождение (организационная, диагностическая, методическая, аналитическая помощь педагогам);

-организация участия в профессиональных конкурсах.

 Третье условие творческий потенциал.   Главной составляющей профессиональной компетентности современного квалифицированного рабочего и специалиста является такое качество личности, как творческий потенциал. Под творческим потенциалом понимается готовность к созданию субъективно и объективно новых, оригинальных идей, готовность отклоняться от традиционных схем мышления.

 Четвертое условие – самостоятельность. Необходимость формирования умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Самостоятельность в любом труде является важной, стержневой чертой личности и одним из основных критериев уровня профессиональной квалификации специалиста и культуры любого труда. Во-первых, самостоятельность как независимость действий обучающегося от промежуточного контроля мастера-наставника, во-вторых, действия обучающегося уже с конкретным знанием своего дела.

Пятое условие – «ситуации затруднений». Полезно также упражнять обучающихся в самостоятельной разработке «ситуаций затруднений». Задания, способствующие формированию умения работать творчески, должны отвечать следующим требованиям: быть достаточно сложными, т.е. создавать условия для применения ранее приобретенных знаний и опыта; быть проблемными, т.е. побуждать к активным поискам более рациональных приемов трудовой деятельности и т.д.

Шестое условие - использование в образовательном процессе информационных технологий, профессиональных программных продуктов, с которыми работают предприятия, и которые позволяют формировать специалистов, востребованных на рынке труда.

Седьмое условие - взаимодействие с социальными партнерами. Сетевая форма реализации образовательных программ.

Психологические страницы №1

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержа­ние и характер этого влияния объясняются теми механизмами со­циализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью акти­визируются в семейном воспитании. В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действи­тельности, входит в жизнь, становится ее самостоятельным участ­ником, психологи определили подкрепление, идентификацию, пони­маниеРассмотрим пути освоения ребенком этих механизмов в усло­виях семейного воспитания.

Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориента­ции в разных семьях существенно отличаются. Один папа считает, что сын должен быть добрым уступчивым, другой, наоборот, идеал мужчины видит в физической силе, в умении постоять за себя. Сло­вом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то пове­дение ребенка, которое соответствуют их представлениям о «хоро­шем» человеке. А если ребенок поступает вразрез с этими пред­ставлениями, то его наказывают, стыдят, порицают. Для маленьких детей важно эмоциональное подкрепление: одобряемое, желатель­ное поведение подкрепляется положительно и тем упрочивается, негативное поведение - отрицательно и поэтому выводится из по­веденческого репертуара. Так изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представление, какие их них допустимы, а каких следует избегать. Однако, несмотря на бытующее мнение, что ребенок - «зеркало семьи», он не усваивает «моральный кодекс» своей семьи от А до Я. Пропуская его через призму личного опыта, ребенок «создает» свой свод правил пове­дения, взаимоотношений, деятельности и следует ему в силу при­вычки, а потом - внутренней потребности.

Идентификация означает, что ребенок, любя и уважая своих ро­дителей, признавая их авторитет, подражает им, в большей или меньшей степени ориентируется на их пример поведения, отноше­ний с окружающими, в деятельности. В воспитании детей не следует рассчитывать на силу стихийного примера: необходимо создавать такие обстоятельства и условия, когда ребенок обратит внимание на образцы поведения, деятельности взрослых. Дело в том, что родители совершают много хорошего за пределами дома, находясь вне поля зрения ребенка -на службе, в кругу друзей, мимо его внимания зачастую проходит и то, что мама и папа изо дня в день делают в семье. В таком случае нельзя надеяться на эффектив­ную идентификацию.

Понимание направлено на содействие формированию самосоз­нания ребенка и его личности в целом. Сделать это лучше родите­лей никто не сможет, поскольку они знают внутренний мир ребен­ка, чувствуют его настроение, быстро реагируют на его проблемы, создают условия для раскрытия его индивидуальности.

Психологические страницы №10

Зацепинг- экстремальная форма поведения


В настоящее время наблюдается возрастание экстремальных форм поведения среди подростков. К экстремальному поведению относятся поездки снаружи метро, электричек и поездов, неформальные передвижения по высотным точкам зданий, исследование искусственных подземных сооружений в познавательных либо развлекательных целях и другие.


Проезд снаружи поездов, также именуемый трейнсёрфинг (от англ. train — поезд и surfing — сёрфинг, «езда вдоль поверхности»), трейнхоппинг, трейнхоп (от англ. train hop — запрыгивание на поезд) или зацепинг— способ передвижения, заключающийся в проезде на поездах и иных рельсовых транспортных средствах с их внешней стороны. Включает в себя проезд на крышах, открытых переходных и тормозных площадках, в открытых кузовах (у вагонов открытого типа), либо с боковых или торцевых сторон вагонов или в подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава.
Санкции в России.


В России проезд снаружи поездов на железных дорогах общего пользования наказывается штрафом в размере 100 рублей (статья 11.17 пункт 1 КоАП РФ), проезд снаружи трамваев и безрельсового транспорта на дорогах общего пользования — 500 рублей (статья 12.29 пункт 1 КоАП РФ).

Психологические страницы №9

 
Сопровождение ребенка:
Первые семь лет ребенка нужно любить
Вторые семь лет надо его воспитывать
Третье семь лет быть ему самым лучшим другом
А потом отпустить его и молиться чтобы у него все было хорошо
 
 
Психологические страницы №8

Причины нервозности, опасений


1.Социальное одобрение.
Зависимость от мнения других, что скажут, что подумают, как отнесутся приводит к тому, что человек начинает ориентировать свои мысли и поведение, не на поставленную цель, а подстраивать свое поведение под ожидания других. Тем самым, когда получаем результат, он не соответствует нашей поставленной цели, а если цель не достигнута, появляется нервозность, формируется чувство несостоятельности, понижается самооценка.
2.Ожидания.
Наши ожидания, являются только нашими, мы сами приписываем те или иные качества человеку, мы сами прогнозируем результат, мы домысливаем, «дорисовываем». Со временем начинаем сами в это верить, и затем, когда получаем не тот результат, сильно разочаровываемся, что опять получили не то что хотели, и это тоже фактор, который повышает нервозность
3. Страх.
Это тотальное чувство, которое способно все что угодно изменить. Наш страх, это раскрученные эмоции, которые мешают нам видеть реальную картину происходящего, страх мешает адекватно думать, совершать адекватные поступки, адекватно оценивать ситуацию. В тот момент, когда страх преобладает, разум, осознанное, поведение отсутствует. Человек руководствуется только эмоциями, он не способен принять адекватные решения, не способен адекватно проанализировать ситуацию. Страх руководит всем состоянием человека, он поглощает человека, он «диктует» свои условия.
Необходимо различать тревожность и страх. Тревожность — это всегда беспредметное ожидание плохого. Что-то должно случиться, что-то должно обязательно произойти, все должно получиться плохо, ничего хорошего не будет. А страх это всегда предметное состояние, вы уже проживали это и знаете все последствия.
4. Включенность в общую «игру»
Мы способны включаться в общую «игру» ожидания плохого, или тревожиться потому что все тревожатся, или подыгрывать, людям, которые включены в этот процесс. Не умение адекватно оценивать свою ситуацию, анализировать все плюсы и минусы своего поведения, или своего состояния, приводит нас к ситуации включения. Мы подстраиваемся под общий тон нервозности, тревожности, страха и начинаем себя «накручивать», теряя контроль над собой, своим поведение, своим состоянием и понимаем, что мы делаем и зачем это делаем. Зачастую вы включаемся в это состояние, так: «все же почему-то тревожатся и я тоже должна это делать».
5. Стереотип.
Стереотип это устоявшийся шаблон мышления, предрассудок, часто имеющий мало общего с реальностью. В жизни мы используем это мышление, и сами себя в гоняем в эти рамки, и любое несоответствие этим рамкам вызывает у нас нервозность. Хочется сразу сказать, чтобы не произошло путаницы, между нравственными нормами, ценностями жизни и стереотипами, которые зачастую бывают нам навязаны. Эти искусственно сформированные рамки, не позволяют нам проявлять себя, жить без разочарований, без оценок себя и других. Они постоянно нас толкают на сравнение, на выстраивание одинакового мышления, на потерю индивидуальности.

 
Психологические страницы №7
 
Педагогические технологии
 
Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических...)».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. (толковый словарь).
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Содержательная техника реализации учебного процесса (Беспалько В. П.)
Описание процесса достижения планируемых результатов обучения (Волков И. П.)
Продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (Монахов В. М.)
Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)
Система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Селевко Г. К.)
 
Классификация технологий (по Г.К.Селевко)
 
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
1.Педагогика сотрудничества;
2. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили;
3.Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся
1.Игровые технологии
2. Проблемное обучение
3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)
4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
5.Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
6. Технологии уровневой дифференциации
7. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов). .
8.Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатова).
9.Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)
10.Технология программированного обучения
11.Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
12.Групповые технологии.
13.Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
 
Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
1. «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов).
2. «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов).
3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев)
4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович).
Частнопредметные педагогические технологии
1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев).
2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев)
3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин).
4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев)
5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)
 
Альтернативные технологии
1. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер).
2. Технология свободного труда (С.Френе)
3. Технология вероятностного образования (А.М.Лобок).
4. Технология мастерских.
 
Природосообразные технологии
1 Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир).
2 Технология саморазвития (М. Монтессори)
 
Технологии развивающего обучения
1. Общие основы технологий развивающего обучения.
2. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.
3. Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
4.Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов).
5 Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская).
6. Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
 
Педагогические технологии авторских школ
1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде).
2. Модель «Русская школа».
3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский).
4. Школа-парк (М.А.Балабан).
5. Агрошкола А.А.Католикова.
6. Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард).
 
Технологии проектирования и освоения технологий

 

Психологические страницы №6
Развитие уверенности ( по Н.Рубштейн)


Уверенность опирается на смелость быть собой, знание своих целей и способов их достижения, знание своих сильных и слабых сторон, способность изменить неэффективные способы действия на эффективные.

Возьмите лист бумаги и нарисуйте круг на весь лист. Разделите его на 12 частей, как пирог или циферблат часов.

krug

Каждый отрезок, идущий от центра к окружности, является шкалой от нуля до ста. Нарисуйте в центре круга ноль, а снаружи – сто. Подпишите каждый отрезок следующими названиями:
Восприятие, Конкретность, Рамки и границы, Прагматичность, Гибкость, Стабильность, Надежность, Опора на картину мира, Умение конфронтировать, Ответственность, Выносливость к реакции других, Мотивация к изменениям.

Прислушайтесь к себе и поставьте жирную точку на каждом отрезке, оценив себя: как вам кажется, где на этом отрезке от нуля до ста вы обнаруживаете себя в текущий момент вашей жизни? Вот описание критериев.

Восприятие. Насколько объективно вы видите ситуацию, в которой находитесь, и способны распознать, что именно делает ваш партнёр/противник, с которым связана эта ситуация? Например, ваш партнёр говорит: «Что-то ты сегодня неважно выглядишь». Вы можете услышать в его словах:
а) критику;
б) ревность;
в) зависть или ещё что – то.
Но вам также может показаться, что ваш партнёр хочет вам помочь. Это зависит от того, насколько ваши отношения наполнены взаимоуважением.


Конкретность. Насколько полно и недвусмысленно вы умеете дать другому понять, что вам нужно, с тем, чтобы это получить?

Рамки и границы. Насколько вы умеете поддерживать то, что вам подходит, и отвергать то, и отвергать то, что вам не подходит, говорить «да» и «нет», «мне нужно», «я хочу» и «мне не подходит», «я не буду».
Прагматичность. Насколько вы способны планировать свои жизненные цели и последовательно их реализовывать?

Гибкость. Насколько гибким вы можете быть в решении задач, отвергая неудачные решения и находя новые, более подходящие; выбирая новые способы поведения, когда старые не подошли?

Стабильность. Насколько вы стабильны в своих решениях и действиях, чтобы не сворачивать на важном для вас пути? Насколько вы способны бросаться в крайности?

Надёжность. Насколько вы надёжны для других людей в действиях и договорённостях?

Опора на картину мира. Какова ваша картина мира? Насколько вы можете опираться на ваши представления о мире, о людях, о закономерностях жизни? Есть ли у вас своя философия или парадигма жизни (например, религиозная или какая – либо другая)?

Умение конфронтировать. Умеет ли вы вести конфронтацию не унижая другого? Умеете ли вы доносить информацию о своих чувствах?

Ответственность. Насколько вы сами чувствуете свою собственную ответственность за события вашей жизни и ваши конкретные действия.

Терпимость к реакциям других. Насколько вы выносливы к эмоциям и требованиям других людей, к их реакциям на ваши действия и слова? Насколько легко вас уговорить, шантажировать, сбить с толку? Насколько легко вас заставить почувствовать себя виноватым в чувствах других люде? Чем легче, тем ближе к центру будет ваша точка на диаграмме, соответствующей этому критерию уверенности.

Мотивация к изменениям. Насколько вы хотите поменять свою жизнь и себя? Насколько вы готовы к тому, что ваша жизнь, ваш общение с другими изменится.

Когда вы будете проставлять точки, ориентируйтесь на общую картину вашей жизни, а не на какие – то конкретные ситуации, на своё самоощущение, а не на то, что думают о вас другие.
Затем снова прислушайтесь к себе и, не торопясь и, задумываясь, поставьте жирные крестики на тех же отрезках в том месте, где вы хотите оказаться.

Оценив ясно вашу сегодняшнюю ситуацию и определив место на диаграмме, в которое вы хотите прийти, ответьте письменно на два вопроса.
1. Что вам мешает двигаться от точки к крестику?
2. Что вам помогает двигаться от точки к крестику?

 
 
Психологические страницы №5
 
Структура субъектности
Субъектность – способность личности к активности в своей жизни.
Структура субъектности (наиболее встречающиеся компоненты у различных авторов):
 
1. Способность к целеполаганию
2. Ответственность
3. Рефлексия
4. Ценностные ориентации
5. Способность к общению

 

 

Психологические страницы №4
 
Психологические аспекты взаимоотношений
 
Основу здоровых отношений в коллективе составляет взаимоуважение сотрудников. Формирование взаимоуважения складывается из поведенческих характеристик:
-компетентность;
- самоорганизованность, внутренняя собранность, аккуратность, подтянутость;
- высокая требовательность к себе, сочетающаяся с отзывчивостью и стремление помочь коллеге;
- самокритичность, скромность;
- педагогический такт, способность устанавливать и поддерживать контакт с коллегами, руководством;
- умение использовать коллегиальные формы работы и претворять ее результаты в жизнь;
- самообразование, направленное на приобретение необходимых знаний, умений и навыков, на развитие профессионально значимых качеств личности;
- непрерывное повышение профессиональной компетентности через базовые курсы повышения квалификации, стажировку на профильных предприятиях.
 
 
 
Психологические страницы №3
 
Декларация самоценности

«Я - это я. Такой, как я, никогда не было и никогда не будет. Есть люди, чем-то похожие на меня, но точно такой, как я, нет.
Мне принадлежит мое тело. И все, что оно делает. Мне принадлежит мой голос: тихий или громкий, нежный или резкий. Мне принадлежит мой рот и все слова, которые он говорит: добрые или несправедливые. Мне принадлежат мои глаза и все образы, которые они могу увидеть. Это все принадлежит мне, потому что я одна выбрала это. И поскольку я выбрала это, это истинно.
Это есть. Это достаточное основание для того, чтобы полюбить себя и заинтересоваться собой.
Теперь, когда я подружилась с собой, я могу набраться теперпения и мужества, чтобы узнавать себя все глубже и лучше. Конечно, во мне есть нечто, что вызывает мое недоумение. Но теперь, когда я не боюсь посмотреть в себя, я смогу сделать так, чтобы все во мне способствовало достижению моих целей, чтобы полезного во мне становилось все больше и больше.
Я могу видеть, слышать, думать, действовать. Значит, во мне есть все, чтобы жить. Чтобы вносить гармонию в мир людей и вещей вокруг меня.
Я - это я, и Я - это здорово!»
 
В. Сатир (1993)
 
Психологические страницы №2
 
Рекомендации по сохранению психического здоровья
 
Для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
3. Показывать, что Вы удовлетворены ребенком.
4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.
5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
6. Проводить больше времени с ребенком.
7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с зада¬нием.
9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
12. Принимать индивидуальность ребенка.
13. Проявлять эмпатию и веру в Вашего ребенка.
14. Демонстрировать оптимизм.
 
Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.
Слова поддержки:
- Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
- Ты делаешь это очень хорошо.
- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
- Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
Слова разочарования:
- Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
- Ты мог бы сделать это намного лучше.
- Эта идея никогда не сможет быть реализована.
- Эго для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Поддерживать можно посредством:
- отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»);
- высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Эта действительна прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идет прекрасно», «Хоро¬шо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты «ожидал»);
- прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лица к его лицу; обнять его);
- совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);
- выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
 
Психологические страницы № 1
 
Методы предупреждения
социально-педагогической запущенности обучающихся
 
А. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности:
- познавательные приемы;
- создание ситуаций занимательности;
- создание ситуаций опоры на жизненный опыт;
- создание ситуаций успеха в образовательной деятельности.
Б. Организация жизни и деятельности коллектива обучающихся:
- создание ситуаций личностной и групповой перспективы;
- коллективно-творческие дела;
- выработка коллективно-единых требований;
- коллективные соревнования;
- коллективное самообслуживание;
-коллективные правила жизнидеятельности.
В. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:
- уважение;
- педагогическая требовательность;
- убеждение;
- осуждение;
- понимание;
- доверие;
- побуждение;
- сочувствие;
- педагогическое предостережение;
- анализ поступка;
- решение конфликтной ситуации.
Г. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности обучающегося:
- пример, разъяснение;
- ожидание радости;
- снятие напряжения;
- обращение к самолюбию, самоуважению;
- обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного;
- требование, внушение.

Методы психокоррекции

1. Релаксация.
2. Расширение средств самовыражения.
3. Эмпатическое слушание.
4. Социальная рефлексия.
5. Моделирование поведения.
6. Развитие позитивного восприятия обучающихся.
7. Стимулирование личностного роста в условиях тренинга.
8. Тренировка коммуникативных умений и навыков.
9. Эмоциональное погружение.
10. Я-высказывание в педагогических ситуациях.
11. Тренировка рефлексивного поведения.
12. Самодиагностика личностно-профессиональных достоинств
и ограничений.

 
Психологические страницы №10
 
Основы инклюзивного образования
 
Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include - заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
 
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
 
Восемь принципов инклюзивного образования:
1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2.Каждый человек способен чувствовать и думать;
3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4.Все люди нуждаются друг в друге;
5.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
 
Согласно Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.):
• Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
• Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
• Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
• Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
• Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.
 
Сущность инклюзивного образования
•Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.
•Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм, и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.
•Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети с ограниченными возможностями.
•Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и ее работников.
•Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.
•Каждый ребенок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом
•Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
•Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.
 
Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех обучающихся, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого обучающегося и максимального раскрытия его потенциала.
 
Психологические страницы № 9
«Педагогическая этика»
Нравственное сознание педагога.
Нравственным сознанием называется осознание норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание даёт обобщённое теоретическое и идеологическое обоснование морали как общественного явления; в индивидуальном нравственном сознании отражается ещё и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует. Нравственные взгляды учителя характеризуются полнотой и устойчивостью. Одним из элементов нравственного сознания учителя является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов учителя является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности.
 
В профессиональной педагогической этике нравственные чувства учителя рассматриваются как эмоциональная сторона его духовной деятельности, характеризующая наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по отношению к профессиональной деятельности и участникам воспитательного процесса. Нравственные чувства выступают как средство формирования личности и как одна из задач нравственного воспитания. Нравственные чувства учителя можно условно разделить на несколько групп в соответствии с отражаемым объектом. В группе чувств, регулирующих отношение педагога к свое профессии, выделяются чувства профессионального долга, ответственности; самокритичность, гордость, честь и др. определяют отношение учителя к себе как представителю педагогической профессии; наконец, особую группу составляют чувства, отражающие отношение к участникам педагогического процесса.
 
Нравственные отношения педагога.
В основе нравственных отношений лежат зависимости между предписаниями долженствования и субъективным восприятием этих предписания личностью, между личностными и общественными интересами. Нравственные отношения регулируются моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, получившими общественное или групповое признание и усвоенные личностью в процессе её коллективной деятельности.
Особенность нравственных отношений в том, что они имеют ценностно-регулятивный и непосредственно-оценочный характер, то есть в них всё основано на моральной оценке, выполняющей функции регулирования и контроля. В педагогической среде выделяются сферы, в которых нравственные отношения имеют определённые особенности – сферу учебного труда, различного рода общественной деятельности педагогов и учащихся, сферу внешкольных контактов, общего досуга, сферу педагогических контактов учителей и др. Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями, коллегами и т.д. Педагогическая мораль признаёт такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога на воспитуемого – сочетание разумной требовательности и доверия к нему. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль играет взаимодействие учителя с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения учителем положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.
 
Нравственная деятельность педагога.
Нравственная деятельность педагога, как и любая духовная деятельность, обладает относительной самостоятельностью, тесно связана с другими видами деятельности и может реализовываться в различных предметных формах: нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное самовоспитание.
В процессе нравственного просвещения школьников педагог проводит их ознакомление с основными проблемами морали, критериями моральной оценки, раскрывает возможности свободы выбора нравственного поступка и меру ответственности личности за своё поведение и т.д. Процесс нравственного самовоспитания представляет собой не только формирование недостающих привычек, но и ломку ранее сформированных негативных установок.
 
Педагогический такт как важный компонент нравственной культуры учителя.
Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя особый элемент нравственного творчества – педагогический такт. Нравственное творчество учителя включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и её значимости в отношении к обществу, педагогической профессии; осмысление сложных обстоятельств ситуации, условия её возникновения; необходимость выбрать лучший вид поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой.
 
Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт — это всегда творчество и поиск.
 
 
Психологические страницы № 8
«Педагогическая этика»
 
Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями (рассмотрение этой проблемы явилось темой настоящего реферата), коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.
 
Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
 
Наконец, педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.
 
Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога. Сущности и функции педагогической морали.
Педагогическая мораль представляет собой систему общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях. Для того, чтобы эффективно регулировать поведение учителя, система требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью, то есть общие и частные нормы, правила и обычаи должны составлять единое целое. Педагогическая мораль – это система нравственных требований, предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Она выступает одним из регуляторов поведения учителя в педагогическом труде. Система требований педагогической морали является выражением профессионального долга учителя, его нравственных обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом и перед своим призванием.
 
 
Психологические страницы № 7
 
Модель аналитической таблицы для оценки базовых компетентностей педагогов
 
564
 
 
Психологические страницы №6

Модель аналитической таблицы для оценки базовых компетентностей педагогов
 
4321
 
 
Психологические страницы № 5

Модель аналитической таблицы для оценки базовых компетентностей педагогов
 
1231
 
Психологические страницы № 4

Развитие компетентности в образовательном процессе
 
Построение образовательного процесса, ориентированного на развитие компетентности предполагает, что:
  • профессиональная подготовка, осуществляемая в рамках образовательного процесса, рассматривается как обучение способам решения профессиональных задач;
  • профессиональные задачи определяются в результате анализа изменений современной профессиональной деятельности педагога, происходящие под влиянием социокультурных факторов и проявляющиеся в новых функциях, контекстах деятельности учителя, новых профессиональных ролях.
 
 
Психологические страницы № 3
 
Подросткам необходимо отрабатывать опыт
 
  • Умение говорить «нет»;
  • Умения разговора на выбранную тему;
  • Умения расставания;
  • Умения проявлять дружелюбие;
  • Умение развивать речь;
  • Приобретать опыт уверенного поведения;
  • Не быть жертвой;
  • Находить пути из одиночества;
  • Делать комплименты;
  • Распознавать чувства;
  • Уметь отстаивать свои права.
 
Психологические страницы № 2
 
Без конфликтное общение
 
Основу здоровых отношений в коллективе составляет уважение всех участников образовательного процесса. Без конфликтного поведения зависит от целого ряда факторов:

- компетентность;
- самоорганизованность, внутренняя собранность, аккуратность, подтянутость;
- высокая требовательность к себе, сочетающаяся с отзывчивостью и стремление помочь обучающемуся, коллеге;
- самокритичность, скромность;
- педагогический такт, способность устанавливать и поддерживать контакт с обучающимися;
- способность к организационно-управленческой работе;
- умение использовать коллегиальные формы работы и претворять ее результаты в жизнь;
- умение обоснованно и грамотно поставить цель занятий перед обучающимися, увлечь их, сосредоточить основные усилия на выполнение главных проблем, стоящих перед коллективом;
- умение создать такую творческую атмосферу, чтобы в процесс образовательной деятельности были включены все участники образовательного процесса.

Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких сторон – участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, имеющей личную значимость для каждого из ее участников. 

Для возникновения конфликта из конфликтной ситуации необходимо какое-либо действие инцидент, провоцирующий резкое обострение противоречий между участниками конфликтной ситуации и начало борьбы между ними, связь причин и поводов – это связь между объектом конфликта и инцидентом.

Источники конфликтов  это противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование:

  • знаний, умений, способностей, личностных качеств;
  • функций управления;
  • эмоциональных, психических и других состояний;
  • целей, средств, методов деятельности;
  • мотивов, потребностей, ценностных ориентаций;
  • взглядов, убеждений;
  • ожиданий, позиций;
  • оценок и самооценок.

Психологические страницы № 1
 
Методы предупреждения
социально-педагогической запущенности обучающихся
 
Определение цели, ситуационный анализ, целевые стратегии и методы достижения успеха, формирование цели, годовое, месячное, декадное планирование, планирование дня, делегирование дел, распорядок дня, график продуктивности, биоритм, самопроявление, дневной рабочий план, контролирование процесса работы, итогов, обзор итогов истекшего дня, рациональное чтение, рациональные совещания, рациональное ведение беседы, рациональное использование телефона, рациональное ведение корреспонденции, листки – памятки и формуляры.
 
Рационализация образовательного процесса предусматривает:
- Выравнивание культурно – образовательных возможностей студентов.
- Личностная перспектива.
- Доверие к личности студента.
- Формирование реально осознаваемых мотивов поведения.
- Формирование реально действующих мотивов поведения.
- Пример и авторитет преподавателя в отношении к обучающимся.
- Позитивное стимулирование.
- Авансирование успеха.
- Акцентуация достижений обучающегося в деятельности.
- Наглядные опоры в обучении.
- Комментируемое управление.
- Создание учебных ситуаций с элементами новизны, опоры на жизненный опыт обучающихся.
- Опережающее консультирование по трудным темам.
- Щадящая учебная нагрузка.
- Безусловное принятие обучающегося.
- Выборочное игнорирование негативных поступков.
- Эмоциональное поглаживание обучающегося.
- Позитивное побуждение к деятельности и общению.
- Ожидание завтрашней радости.
 
 
Психологические страницы № 10
Критерии воспитанности
 
Tabl1
 
 
Психологические страницы №9
«Технология развития познавательного интереса»
 
Tabl 
  
Психологические страницы № 8
Проведение урока с позиции здоровьесбережения
 
Основные аспекты урока:
 
1. Гигиенические условия в кабинете: чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п.
 
2. Число видов учебной деятельности, используемых преподавателем. Напомним, что к их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Нормой считается 4 – 7 видов за урок.
 
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма  7 – 10 минут.
 
4. Число использованных преподавателем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма не менее трех за урок.
 
5. Чередование видов преподавания не позже чем через 10 – 15 минут.
 
6. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию. К таким методам относятся методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы; методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
 
7. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами.
 
8. Умение преподавателя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
 
9. Позы обучающихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы обучающихся на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия преподавателя, степени его авторитаризма: механизм здоровье разрушающего воздействия авторитарного преподавателя состоит, в частности, в том, что обучающиеся на его уроках избыточно напряжены. Они как бы постоянно находятся «на старте», в ожидании требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации студентов, но и губительно отражается на их характере. Поэтому психофизический комфорт студентов на уроке  это важнейшее условие предупреждения их утомления.
 
10. Наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.д. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые преподавателем. К вопросам здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье подростков и изматывает преподавателя.
 
11. Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения.
 
12. Наличие на таком уроке микро конфликтов между преподавателем и обучающимся: из – за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой, проявления дискомфортных состояний и т.д. Умение преподавателя предупредить такие эмоционально негативные «всполохи», грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всей группы – отражение его способности управлять учебным процессом, обеспечивая профилактику «школьных неврозов» и дидактогений.
 
13. Преобладающее выражение лица преподавателя, к примеру, различные проявления доброжелательности или недоброжелательности, улыбчивости  угрюмости и т. п. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.
В конце урока советуем обратить внимание на следующие четыре показателя.
 
14. Итоговую плотность урока, т.е. количество времени, затраченного студентами непосредственно на учебную работу. Рекомендуемые показатели  в диапазоне от 60% до 80%.
 
15. Момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений, обучающихся в процессе учебной работы. Норма  не ранее чем за 5 – 10 минут до окончания урока.
 
16. Темп и особенности окончания урока. К нежелательным показателям относятся:
 неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»;
 отсутствие времени на вопросы обучающихся;
 необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.
Все это - ненужный стресс как для обучающихся, так и для преподавателя. Кроме того, недопустима задержка обучающихся в классе после звонка на перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: обучающиеся имели возможность задать преподавателю вопросы, преподаватель мог прокомментиро-вать задание на дом, попрощаться со студентами.
 
17. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид студентов, выходящих с урока: на одном полюсе  спокойно  деловое, удовлетворенное, умеренно  возбужденное состояние студентов; на другом – утомленное, растерянное, агрессивное, фрустрированное, «взвинченное». Стоит обратить внимание и на состояние преподавателя.
 
 
Психологические страницы № 7
Личностный рост педагога
 
В структуре личности можно выделить три составляющие, содержание которых свидетельствует о ее зрелости и личностном росте:
 
1) познавательная составляющая - включает представления человека о себе, других и мире; зрелая здоровая личность отличается тем, что:
  • оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности, совершающего свободные выборы и несущего за них ответственность;
  • воспринимает других людей как уникальных и равноправных участников процесса жизнедеятельности. Действительно, только тот человек, который способен видеть в других уникальность может это развивать в себе;
  • воспринимает мир как постоянно изменяющееся, а потому всегда новое и интересное пространство для реализации своих возможностей, на мой взгляд, личность способная видеть и совершать движения способна воспринимать изменения в мире.
2) эмоциональная составляющая одна из наиболее ярких и главных составляющих. Через эмоции человек выражает радость, обиду, счастье, познает мир и делает его ярче.
Саморазвивающаяся личность:
  • способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения, т. е. уверенность в том, что мир действительно таков, каким представляется и сам человек способен принимать и осуществлять правильные решения;
  • принятие себя и других, искренний интерес к другим людям;
  • заинтересованность в восприятии мира, прежде всего его позитивных сторон;
  • способность переживать сильные положительные и отрицательные эмоции, соответствующие реальной ситуации;
3) поведенческая составляющая на мой взгляд яркий показатель развитой личности, которая состоит из действий: по отношению к себе, другим людям и миру. У зрелой здоровой личности:
  • действия направлены на самопознание, саморазвитие, самореализацию;
  • по отношению к другим поведение основано на доброжелательности и уважении их личности;
  • по отношению к миру поведение направлено на преумножение, а иногда и восстановление его ресурсов за счет своей творческой деятельности в процессе самореализации и бережное обращение с уже имеющимися.

Таким образом, личностный рост зависит от степени сформированности каждой структуры.

 
Психологические страницы № 6
Психотерапия неуспеваемости
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: не бей лежачего. "Двойка" - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.
 
ПРАВИЛО ВТОРОЕ: не более одного недостатка в минуту. Выберите из множества недостатков студента тот, который особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем.
 
ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь со студентом и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого.
 
ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Подросток обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку знающим и умелым. Если благодаря вашей такой похвале студент начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть более безличной: "Такие задачи надо решать не в одно действие, а в два". Эта форма отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно на отношении студента к знаниям, его вере в успех.
 
Психологические страницы № 5 
«Безопасная образовательная среда»
Г.А. Ковалев выделяет три параметра безопасной образовательной среды:
1. Физическое окружение: архитектура здания, степень открытости – закрытости конструкций внутреннего дизайна, размер и пространственная структура классных и других помещений, легкость их пространственной трансформации при возникшей необходимости.
2. Человеческие факторы: степень скученности студентов (краудинга), личностные особенности и успеваемость обучающихся, изменение персонального и межличностного пространства в зависимости от условий конкретной образовательной организации, распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и преподавателей.
3. Программа обучения: структура деятельности обучающихся, стиль преподавания и характер контроля, кооперативные или же конкурентные формы обучения, содержание программ обучения  их традиционность, консерватизм или гибкость.
 
 Хороший техникум – безопасный техникум
 
002
 
Техникум  безопасная среда
Первый принцип  защита личности каждого субъекта образовательного процесса, через развитие и реализацию его индивидуальных потенций, устранение психологического насилия между участниками процесса;
Второй принцип  опора на развивающее образование, главная цель которого обучение, с опорой на личностное развитие, развитие физическое, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания;
Третий принцип  помощь в социально – психологической умелости, социальная адаптация.
 
Преподаватель  безопасная среда
• Эмпатичность
• Рефлексивность
• Общительность
• Гибкость личности
• Способность к сотрудничеству
• Эмоциональная привлекательность
• Профессионализм
 
Семья  безопасная среда
• традиции семьи;
• семейные праздники;
• взаимоподдержка;
• взаимоуважение;
• принятие подростка;
• позитивный личный пример родителей;
• друзья семьи.
 
Родители  безопасная среда
• Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
• Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь.
• Не вымещай на ребенке свои обиды.
• Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его жизнь тяжела не меньше, чем твоя.
• Не унижай!
• Умей любить чужого ребенка, никогда не делай чужому ребенку то, что не хотел бы, чтобы другие делали твоему.
• Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым.
• Спрашивайте ребенка каждый день о школе: «что понравилось, чему научился, с кем играл?» (вместо: «Что получил? Тебя ругали?»)
• Хвалите подростка, но за дело: «У тебя замечательно получилось..., ты аккуратно написал ..., замечательно, что....» Чтобы подросток знал что нужно делать, чтобы быть хорошим. (Вместо односложных: молодец! Умница!)
• Говорите чаще подростку, что Вы его любите. И когда он хорошо себя ведет и когда плохо. Только после этого можете наказывать. (Я тебя очень люблю, но ты сегодня (ведешь себя плохо, мешаешь мне, разбил, разлил, кричишь и), поэтому будешь наказан.)
• Чаще общайтесь с преподавателями, если Вас что  то смущает.
 
Обучающийся – безопасная среда
• ценить себя как личность и уважать окружение;
• формировать качество взрослой личности;
• развивать свой потенциал;
• приходить в техникум с позитивным настроем;
• выполнять требование преподавателей;
• формировать умения отвечать за свои поступки;
 
Психологические страницы № 4
Сохранение психического здоровья
Соблюдение данных правил поможет сохранить физическое здоровье.
Если:
  • подростка постоянно критикуют, он учится ненавидеть

  • подростка высмеивают, он становится замкнутым

  • подростка хвалят, он учится быть благородным

  • подростка поддерживают, он учится ценить себя

  • подросток растет в упреках, он учится жить с чувством вины

  • подросток растет в терпимости, он учится понимать других

  • подросток растет в честности, он учится быть справедливым

  • подросток растет в безопасности, он учится верить в людей

  • подросток живет во вражде, он учится быть агрессивным

  • подросток живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире

 
Психологические страницы № 3
В соответствии с разработанным профессиональным стандартом
квалификация педагога может быть описана как совокупность шести
основных компетентностей:
1. Компетентность в области личностных качеств.
2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической
деятельности.
3. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на
осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии
педагогических решений.
5. Компетентность в обеспечении информационной основы
педагогической деятельности.
6. Компетентность в организации педагогической деятельности
 

Психологические страницы № 2
Поведенческие характеристики, в которых проявляются 
профессионально значимые личностные качества педагога
 

п/п

Эмпатичность Рефлексивность Общительность

Гибкость

личности

Способность к

сотрудничеству

Эмоциональная

привлекательность

1 2 3 4 5 6 7
1 Хорошо понимает настроение ученика Интересуется мнением ученика Говорит о своих трудностях и переживания ученикам Не демонстрирует превосходства над учащимися  Привлекает к себе высокой эрудицией  Располагает к себе манерой поведения
2  Внимателен к ученику и его проблемам  Умеет сдерживаться, даже когда ученики не правы   Легко устанавливает контакт с большинство учеников  Признает за учеником право на собственную точку зрения   Охотно поддерживает конструктивную инициативу ребят  Проявляет вежливость
3  Проявляет любовь и уважение к детям  Может публично признать свои ошибки   Проявляет готовность к обсуждению с учениками различных вопросов  Проявляет требовательность и строгость  Проявляет расположенность к собеседнику  Располагает к себе внешним видом
4  Внимателен к настроению учеников  Принимает во внимание интересы и склонности ребят  Стремится к установлению доверительных отношений с учащимися  Проявляет готовность к пересмотру собственной точки зрения  Умеет разрешать конфликтные ситуации  Тактично обращается к ученика на уроках и вне их
5  Учитывает эмоциональное состояние ученика на уроке  Учитывает свои прежние ошибки  Интересуется личными проблемами учеников  Владеет разными способами организации уроков  Вдохновляет других на творческую деятельность  Вызывает уважение окружающих 
6  Готов откликнуться на проблемы собеседника  В трудных ситуациях сохраняет спокойствие и выдержку  Проявляет интерес к собеседнику и его информации  Признает равенство позиций Учителя и ученика  Побуждает учащихся к дискуссии  Интересен в беседе
7  Сочувствует ученику при неудачах  Стремится постоянно получать от учащихся обратную связь   Проявляет открытость в общении   Умеет анализировать общественные события и процессы  Умеет слушать и слышать другого  Имеет широкий круг интересов и увлечений
8  Проявляет уважение к личности ученика  Критически относится к своим поступкам, действиям  Стремится поддерживать многочисленные контакты с разными учащимися   Творчески, неординарно относится к своей деятельности  Проявляет искренний интерес к учащимся  Проявляет доброжелательность  
 
Психологические страницы № 1
«Адаптация. Правила успешной адаптации студентов»
 
1.Обеспечение успешной адаптации к новым социальным условиям.
Особенность студенческой группы первого курса заключается в том, что это ещё не сложившийся коллектив и в нем ещё нет установленных и закрепившихся правил и норм поведения. В этой группе каждый является новым человеком для каждого члена группы. Если в школе учащегося знали много лет, и он уже занимал определённый статус, то при поступлении в техникум у него есть возможность получить совершенно новый статус и позицию в коллективе.

На своих уроках преподаватели говорят студентам, а затем постоянно повторяют, что они пришли в новое учебное заведение, поэтому у них есть возможность начать с «чистого листа». Здесь не будет того стереотипного отношения к ним, которое, возможно, закрепилось в школе. Здесь все будет зависеть от их желания учиться и получать профессиональные знания. Каждый член группы принимает участие в установлении правил и норм поведения, и формировании характеристик данной группы. У всех членов нового студенческого коллектива есть возможность проявить себя с самых разных сторон, найти "своё место под солнцем", завоевать авторитет и уважение однокурсников.
 
2.Правильная организация самостоятельной работы студентов по расширению и углублению своих знаний.
Несмотря на то, что в техникуме, как и в школе используется классно-урочная система, обучение в профессиональном образовательном учреждении отличается от школьного преобладанием самостоятельных занятий.

Нередко, вчерашние школьники оказываются неготовыми к самостоятельной работе. Они не умеют конспектировать, работать с учебником, дополнительной литературой, научными первоисточниками и т.п. Поэтому привыкание нередко происходит с большими осложнениями. Не все из них справляются с преодолением этих трудностей. Первокурсника необходимо учить учиться, прививая интерес к учебе при помощи активных форм и методов обучения, таких как деловые игры, учебные конференции, мастер – классы.

Учитывая эти психолого-педагогические особенности, преподаватели прививают ребятам навыки самостоятельности в работе с учебником, книгой, конспектом, учат их выделять главное из текста, стараясь не столько запомнить прочитанное, сколько понять его. Ведь именно с пониманием материала приходит знание, а со знаниями прививаются профессиональные навыки и умения.
 
3.Создание у студентов адекватного представления о выбранной профессии.
Профессиональная адаптация в условиях техникума является процессом формирования у студентов интереса к избранной профессии, стремление в совершенстве овладеть ею. Такая адаптация предусматривает овладение полным объемом знаний, умений и навыков по профессии, методике и логике науки. Профессиональное формирования студента успешно осуществляется в том случае, если оно основывается на интересе, наклонностях и способностях молодого человека к определенной профессии.

Как уже было сказано, многие первокурсники не имеют полного представления о выбранной профессии. Для них специальности «Технология производства сельхоз хозяйственной продукции» или «Мастер по обработке цифровой информации» только слова, лишенные формы и содержания. Поэтому очень часто задаются вопросы: «Зачем нам литература? Для чего нам, будущим технарям, знать биологию или философию?» Преподаватели объясняют ребятам, что быть хорошим специалистом значит не только разбираться в технике. Главное – быть личностью, индивидуальностью, а для этого надо быть образованным человеком. Ведь настоящий специалист – это представитель и носитель определенной культуры. Он характеризуется совокупностью знаний, умений, а также мировоззрением, жизненными установками и ценностями, особенностями профессионального поведения. Достичь высокого уровня в личностном развитии помогают в том числе и литература, философия, обществознание, так как в них собран жизненный, духовно-нравственный опыт многих поколений.
 
4.Помощь в осознании общественной значимости выбранной профессии и формирование положительного отношения к ней.
Неоценимую помощь в решении этой задачи оказывают выпускники техникума. Встречи с ними на классных часах и во время производственных практик, знакомство с трудовыми династиями, получившими путевку в жизнь в наших стенах, помогут студентам осознать важность выбранной профессии, прививать любовь к ней.
Трудности, с которыми сталкиваются первокурсники, различны по происхождению. Одни объективно неизбежны (освоение в новом коллективе, взаимоотношения с преподавателями), другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе. Но если студент твердо решил вопрос о выборе им профессии, осознал ее значение, ее положительные и отрицательные стороны, требования, которые она выдвигает, то обучение здесь будет целенаправленным и продуктивным, а адаптация будет осуществляться без особых затруднений.
В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность

Психологические страницы №6

Развитие уверенности ( по Н.Рубштейн)

Уверенность опирается на смелость быть собой, знание своих целей и способов их достижения, знание своих сильных и слабых сторон, способность изменить неэффективные способы действия на эффективные.

Возьмите лист бумаги и нарисуйте круг на весь лист. Разделите его на 12 частей, как пирог или циферблат часов.

Каждый отрезок, идущий от центра к окружности, является шкалой от нуля до ста. Нарисуйте в центре круга ноль, а снаружи – сто. Подпишите каждый отрезок следующими названиями:

Восприятие, Конкретность, Рамки и границы, Прагматичность, Гибкость, Стабильность, Надежность, Опора на картину мира, Умение конфронтировать, Ответственность, Выносливость к реакции других, Мотивация к изменениям.

Прислушайтесь к себе и поставьте жирную точку на каждом отрезке, оценив себя: как вам кажется, где на этом отрезке от нуля до ста вы обнаруживаете себя в текущий момент вашей жизни? Вот описание критериев.

·          Восприятие. Насколько объективно вы видите ситуацию, в которой находитесь, и способны распознать, что именно делает ваш партнёр/противник, с которым связана эта ситуация? Например, ваш партнёр говорит: «Что-то ты сегодня неважно выглядишь». Вы можете услышать в его словах:

а)       критику;

б)      ревность;

в)       зависть или ещё что – то.

 Но вам также может показаться, что ваш партнёр хочет вам помочь. Это зависит от того, насколько ваши отношения наполнены взаимоуважением.

·          Конкретность. Насколько полно и недвусмысленно вы умеете дать другому понять, что вам нужно, с тем, чтобы это получить?

·          Рамки и границы. Насколько вы умеете поддерживать то, что вам подходит, и отвергать то, и отвергать то, что вам не подходит, говорить «да» и «нет», «мне нужно», «я хочу» и «мне не подходит», «я не буду».

·          Прагматичность. Насколько вы способны планировать свои жизненные цели и последовательно их  реализовывать?

·          Гибкость. Насколько гибким вы можете быть в решении задач, отвергая неудачные решения и находя новые, более подходящие; выбирая новые способы поведения, когда старые не подошли?

·          Стабильность. Насколько вы стабильны в своих решениях и   действиях, чтобы не сворачивать на важном для вас пути? Насколько вы способны бросаться в крайности?

·          Надёжность. Насколько вы надёжны для других людей в действиях и договорённостях?

·          Опора на картину мира. Какова ваша картина мира?  Насколько вы можете опираться на ваши представления о мире, о людях, о закономерностях жизни? Есть ли у вас своя философия или парадигма жизни (например, религиозная или какая – либо другая)?

·          Умение конфронтировать. Умеет ли вы вести конфронтацию не унижая другого? Умеете ли вы доносить информацию о своих чувствах?

·          Ответственность. Насколько вы сами чувствуете свою собственную ответственность за события вашей жизни и ваши конкретные действия.

·          Терпимость к реакциям других. Насколько вы выносливы к эмоциям и требованиям других людей, к их реакциям на ваши действия и слова? Насколько легко вас уговорить, шантажировать, сбить с толку? Насколько легко вас заставить почувствовать себя виноватым в чувствах других люде? Чем легче, тем ближе к центру будет ваша точка на диаграмме, соответствующей этому критерию уверенности.

·          Мотивация к изменениям. Насколько вы хотите поменять свою жизнь и себя? Насколько вы готовы к тому, что ваша жизнь, ваш общение с другими изменится.

Когда вы будете проставлять точки, ориентируйтесь на общую картину вашей жизни, а не на какие – то конкретные ситуации, на своё самоощущение, а не на то, что думают о вас другие.

Затем снова прислушайтесь к себе и, не торопясь и, задумываясь, поставьте жирные крестики на тех же отрезках в том месте, где вы хотите оказаться.

Оценив ясно вашу сегодняшнюю ситуацию и определив место на диаграмме, в которое вы хотите прийти, ответьте письменно на два вопроса.

1.       Что вам мешает двигаться от точки к крестику?

2.       Что вам помогает двигаться от точки к крестику?