Психологические страницы № 4
Психологическая поддержка подростка
Психологическая поддержка – это одно из важнейших средств, способных улучшить взаимоотношения между детьми и родителями.
Психологическая поддержка как средство психологического воздействия требует от взрослых сосредоточенности на позитивных сторонах и преимуществах подростка с целью укрепления его самооценки:
- которая помогает подростку поверить с в себя и свои способности;
- которая помогает избегать ошибок;
- которая поддерживает подростка при неудачах.
Чтобы научиться поддерживать подростка, родителям необходимо изменить привычный стиль общения.
Поддерживать подростка – значит верить в него. Вербально или невербально родитель сообщает подростку, что верит в его силы и способности. Подросток нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.
Чтобы поддержать подростка, родители сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказать несовершеннолетнему ребенку поддержку до тех пор, пока он не научатся принимать себя, и не достигнет самоуважения и уверенности.
Помогая подростку, взрослые должны знать, какие силы в образовательном учреждении способны привести к разочарованию подростка. Такими силами являются:
- Завышенные требования родителей.
- Соперничество братьев и сестер (сиблингов).
- Чрезмерные амбиции подростка
Для того чтобы оказать подростку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие и чувство адекватного восприятия себя в обществе. В течение дня взрослые имеют немало возможностей для создания у подростка чувства собственной полезности и адекватности. Один путь состоит в том, чтобы продемонстрировать подростку ваше удовлетворение от его достижений или усилий, другой путь – научить подростка справляться с различными задачами. Этого можно достичь, создав у подростка установку: «Ты можешь это сделать».
Чтобы показать веру в несовершеннолетнего, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:
- забыть о прошлых неудачах подростка;
- помочь подростку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
- позволить подростку начать все с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;
- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у взрослого.
Итак, для того, чтобы поддержать подростка, необходимо:
- Опираться на сильные стороны подростка.
- Избегать подчеркивания промахов подростка.
- Показывать, что вы удовлетворены подростком.
- Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к подростку.
- Уметь помочь подростку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
- Проводить больше времени с подростком.
- Внести юмор во взаимоотношения с подростком.
- Знать обо всех попытках подростка справиться с заданием.
- Уметь взаимодействовать с подростком.
- Позволить подростку самому решать проблемы там, где это возможно.
- Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
- Принимать индивидуальность подростка.
- Проявлять веру в своего ребенка, эмпатию к нему.
- Демонстрировать оптимизм
Психологические страницы № 3
Потребности самосовершенствования
Будущее – это та часть Нашей жизни, которую Мы можем изменить. А.А. Ухтомский |
Общепризнано, что потребности - основа, определяющая интенсивность и направление развития личности. Особо выделяются высшие человеческие потребности - социальные и духовные, которые представляют собой источники самодвижения человека, потребности улучшения u совершенствования личностью самой себя.
Познавательные nоmребносmu имеют своими истоками животный ориентировочный инстинкт. По И.П. Павлову, всякая деятельность начинается с ориентировки. У человека природные ориентировочно-познавательные потенции вырастают в сложный социокультурный комплекс ценностей, способов действий,
духовных исканий.
Потребности в самоутверждении синтезируются из первичных потребностей конкурентного существования среди других представителей животного мира (пищевая, половая, защитная потребности). В человеческом обществе, особенно в детском, потребности в самоутверждении выражаются в стремлении иметь в чём-то преимущество перед окружающими (быть сильнее, результативнее, умнее, удачливее и т.п.) это суть нормального человеческого честолюбия.
На высшем уровне потребность в самоутверждении переходит в стремление самосовершенствования.
Потребность в безопасности проявляется у человека в стремлении быть защищённым, не чувствовать страха, избегать тревоги, неудач, обид, потрясений. Эти потребности удовлетворяются через ощущение эмоциональной близости, любви, симпатии, эмпатии, веры со стороны окружающих значимых людей и групп (родителей, друзей, педагогов и др.). Потребность в обществе себе подобных, в принадлежности к группе, в общении - тоже проявление потребности в безопасности.
Потребность в самоопределении развивается на базе уже проявившихся потребностей в познании, самоутверждении, самовыражении, защищённости. Это чисто человеческая, духовная потребность, основанная на осознании личностью самой себя, своих возможностей, способностей.
Механизм самоактуализации потребностей - познание, испытание и реализация своих личностных возможностей - играет роль главного мотивационного фактора непрерывного самосовершенствования, творческой, созидательной деятельности человека.
Таким образом, все высшие духовные noтребности человека: в пoзнании. самоутверждении, безопасности, самооnределении. самоактуализации - это стремления к саморазвитию, направленные на созидание, улучшение личностью самой себя (самосовершенствование).
Исnoльзовать noтребности самосовершенствования для мотивации учебно-восnиmaтельного процесса - важнейшая задача современного образования.
Психологические страницы № 2
«Условия подготовки конкурентоспособных, социально и профессионально мобильных специалистов»
На современном рынке труда в условиях непрерывной модернизации производства важнейшими качествами специалиста становятся:
-инициативность;
-способность творчески мыслить;
-находить правильные решения в нестандартных ситуациях.
Первое условие – постоянная модернизация материальной базы и обучение на современном техническом оборудовании на базовых кафедрах учреждения.
Второе условие успеха образовательного учреждения заложено в профессиональном качестве педагогических кадров. Главным критерием оценки качества педагога выступает динамика развития его основных составляющих: профессиональной компетентности и профессиональной культуры. Развитие профессиональных компетенций педагога, обеспечивающих реализацию деятельностного, модульного и компетентностного подходов в воспитательно-образовательном процессе и повышение значимости педагогических ролей (фасилитатора, тьютора, организатора образовательной среды, консультанта).
Профессиональная культура – это результат личностного развития, развития социально-значимых личностных характеристик.
Определены возможности осуществления непрерывного обучения педагогов внутри техникума:
-создание условий для адаптации и профессионального становления молодых специалистов (наставничество, школа молодого педагога и др.);
-использование активных и интерактивных форм и методов работы, активизирующих профессиональную деятельность педагогов (мастер-классы, практикумы, мозговой штурм, круглый стол и др.);
- создание открытого образовательного пространства, обеспечивающего педагогам выбор оптимального сочетания различных форм повышения квалификации на основе внешнего сетевого взаимодействия ОУ (получение второго высшего образования, соискательство, переподготовка, курсы повышения квалификации, дистанционное обучение, стажировка, самообразование и др.);
- использование информационно-коммуникационных технологий для орга
низации непрерывного повышения квалификации педагогов (блоги преподава
телей, методические копилки, форумы, вебинары и пр.);
-учебно-методическое сопровождение (организационная, диагностическая, методическая, аналитическая помощь педагогам);
-организация участия в профессиональных конкурсах.
Третье условие творческий потенциал. Главной составляющей профессиональной компетентности современного квалифицированного рабочего и специалиста является такое качество личности, как творческий потенциал. Под творческим потенциалом понимается готовность к созданию субъективно и объективно новых, оригинальных идей, готовность отклоняться от традиционных схем мышления.
Четвертое условие – самостоятельность. Необходимость формирования умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Самостоятельность в любом труде является важной, стержневой чертой личности и одним из основных критериев уровня профессиональной квалификации специалиста и культуры любого труда. Во-первых, самостоятельность как независимость действий обучающегося от промежуточного контроля мастера-наставника, во-вторых, действия обучающегося уже с конкретным знанием своего дела.
Пятое условие – «ситуации затруднений». Полезно также упражнять обучающихся в самостоятельной разработке «ситуаций затруднений». Задания, способствующие формированию умения работать творчески, должны отвечать следующим требованиям: быть достаточно сложными, т.е. создавать условия для применения ранее приобретенных знаний и опыта; быть проблемными, т.е. побуждать к активным поискам более рациональных приемов трудовой деятельности и т.д.
Шестое условие - использование в образовательном процессе информационных технологий, профессиональных программных продуктов, с которыми работают предприятия, и которые позволяют формировать специалистов, востребованных на рынке труда.
Седьмое условие - взаимодействие с социальными партнерами. Сетевая форма реализации образовательных программ.
Психологические страницы №1
Психолого-педагогические основы семейного воспитания
Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняются теми механизмами социализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью активизируются в семейном воспитании. В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действительности, входит в жизнь, становится ее самостоятельным участником, психологи определили подкрепление, идентификацию, понимание. Рассмотрим пути освоения ребенком этих механизмов в условиях семейного воспитания.
Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Один папа считает, что сын должен быть добрым уступчивым, другой, наоборот, идеал мужчины видит в физической силе, в умении постоять за себя. Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствуют их представлениям о «хорошем» человеке. А если ребенок поступает вразрез с этими представлениями, то его наказывают, стыдят, порицают. Для маленьких детей важно эмоциональное подкрепление: одобряемое, желательное поведение подкрепляется положительно и тем упрочивается, негативное поведение - отрицательно и поэтому выводится из поведенческого репертуара. Так изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представление, какие их них допустимы, а каких следует избегать. Однако, несмотря на бытующее мнение, что ребенок - «зеркало семьи», он не усваивает «моральный кодекс» своей семьи от А до Я. Пропуская его через призму личного опыта, ребенок «создает» свой свод правил поведения, взаимоотношений, деятельности и следует ему в силу привычки, а потом - внутренней потребности.
Идентификация означает, что ребенок, любя и уважая своих родителей, признавая их авторитет, подражает им, в большей или меньшей степени ориентируется на их пример поведения, отношений с окружающими, в деятельности. В воспитании детей не следует рассчитывать на силу стихийного примера: необходимо создавать такие обстоятельства и условия, когда ребенок обратит внимание на образцы поведения, деятельности взрослых. Дело в том, что родители совершают много хорошего за пределами дома, находясь вне поля зрения ребенка -на службе, в кругу друзей, мимо его внимания зачастую проходит и то, что мама и папа изо дня в день делают в семье. В таком случае нельзя надеяться на эффективную идентификацию.
Понимание направлено на содействие формированию самосознания ребенка и его личности в целом. Сделать это лучше родителей никто не сможет, поскольку они знают внутренний мир ребенка, чувствуют его настроение, быстро реагируют на его проблемы, создают условия для раскрытия его индивидуальности.
Психологические страницы №10
Зацепинг- экстремальная форма поведения
В настоящее время наблюдается возрастание экстремальных форм поведения среди подростков. К экстремальному поведению относятся поездки снаружи метро, электричек и поездов, неформальные передвижения по высотным точкам зданий, исследование искусственных подземных сооружений в познавательных либо развлекательных целях и другие.
Проезд снаружи поездов, также именуемый трейнсёрфинг (от англ. train — поезд и surfing — сёрфинг, «езда вдоль поверхности»), трейнхоппинг, трейнхоп (от англ. train hop — запрыгивание на поезд) или зацепинг— способ передвижения, заключающийся в проезде на поездах и иных рельсовых транспортных средствах с их внешней стороны. Включает в себя проезд на крышах, открытых переходных и тормозных площадках, в открытых кузовах (у вагонов открытого типа), либо с боковых или торцевых сторон вагонов или в подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава.
Санкции в России.
В России проезд снаружи поездов на железных дорогах общего пользования наказывается штрафом в размере 100 рублей (статья 11.17 пункт 1 КоАП РФ), проезд снаружи трамваев и безрельсового транспорта на дорогах общего пользования — 500 рублей (статья 12.29 пункт 1 КоАП РФ).
Психологические страницы №9
Вторые семь лет надо его воспитывать
Третье семь лет быть ему самым лучшим другом
А потом отпустить его и молиться чтобы у него все было хорошо
Причины нервозности, опасений
1.Социальное одобрение.
Зависимость от мнения других, что скажут, что подумают, как отнесутся приводит к тому, что человек начинает ориентировать свои мысли и поведение, не на поставленную цель, а подстраивать свое поведение под ожидания других. Тем самым, когда получаем результат, он не соответствует нашей поставленной цели, а если цель не достигнута, появляется нервозность, формируется чувство несостоятельности, понижается самооценка.
2.Ожидания.
Наши ожидания, являются только нашими, мы сами приписываем те или иные качества человеку, мы сами прогнозируем результат, мы домысливаем, «дорисовываем». Со временем начинаем сами в это верить, и затем, когда получаем не тот результат, сильно разочаровываемся, что опять получили не то что хотели, и это тоже фактор, который повышает нервозность
3. Страх.
Это тотальное чувство, которое способно все что угодно изменить. Наш страх, это раскрученные эмоции, которые мешают нам видеть реальную картину происходящего, страх мешает адекватно думать, совершать адекватные поступки, адекватно оценивать ситуацию. В тот момент, когда страх преобладает, разум, осознанное, поведение отсутствует. Человек руководствуется только эмоциями, он не способен принять адекватные решения, не способен адекватно проанализировать ситуацию. Страх руководит всем состоянием человека, он поглощает человека, он «диктует» свои условия.
Необходимо различать тревожность и страх. Тревожность — это всегда беспредметное ожидание плохого. Что-то должно случиться, что-то должно обязательно произойти, все должно получиться плохо, ничего хорошего не будет. А страх это всегда предметное состояние, вы уже проживали это и знаете все последствия.
4. Включенность в общую «игру»
Мы способны включаться в общую «игру» ожидания плохого, или тревожиться потому что все тревожатся, или подыгрывать, людям, которые включены в этот процесс. Не умение адекватно оценивать свою ситуацию, анализировать все плюсы и минусы своего поведения, или своего состояния, приводит нас к ситуации включения. Мы подстраиваемся под общий тон нервозности, тревожности, страха и начинаем себя «накручивать», теряя контроль над собой, своим поведение, своим состоянием и понимаем, что мы делаем и зачем это делаем. Зачастую вы включаемся в это состояние, так: «все же почему-то тревожатся и я тоже должна это делать».
5. Стереотип.
Стереотип это устоявшийся шаблон мышления, предрассудок, часто имеющий мало общего с реальностью. В жизни мы используем это мышление, и сами себя в гоняем в эти рамки, и любое несоответствие этим рамкам вызывает у нас нервозность. Хочется сразу сказать, чтобы не произошло путаницы, между нравственными нормами, ценностями жизни и стереотипами, которые зачастую бывают нам навязаны. Эти искусственно сформированные рамки, не позволяют нам проявлять себя, жить без разочарований, без оценок себя и других. Они постоянно нас толкают на сравнение, на выстраивание одинакового мышления, на потерю индивидуальности.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. (толковый словарь).
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Содержательная техника реализации учебного процесса (Беспалько В. П.)
Описание процесса достижения планируемых результатов обучения (Волков И. П.)
Продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (Монахов В. М.)
Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)
Система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Селевко Г. К.)
1.Педагогика сотрудничества;
2. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили;
3.Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.
1.Игровые технологии
2. Проблемное обучение
3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)
4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
5.Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
6. Технологии уровневой дифференциации
7. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов). .
8.Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатова).
9.Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)
10.Технология программированного обучения
11.Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
12.Групповые технологии.
13.Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
1. «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов).
2. «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов).
3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев)
4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович).
1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев).
2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев)
3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин).
4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев)
5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)
1. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер).
2. Технология свободного труда (С.Френе)
3. Технология вероятностного образования (А.М.Лобок).
4. Технология мастерских.
1 Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир).
2 Технология саморазвития (М. Монтессори)
1. Общие основы технологий развивающего обучения.
2. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.
3. Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
4.Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов).
5 Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская).
6. Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде).
2. Модель «Русская школа».
3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский).
4. Школа-парк (М.А.Балабан).
5. Агрошкола А.А.Католикова.
6. Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард).
Психологические страницы №6
Развитие уверенности ( по Н.Рубштейн)
Уверенность опирается на смелость быть собой, знание своих целей и способов их достижения, знание своих сильных и слабых сторон, способность изменить неэффективные способы действия на эффективные.
Возьмите лист бумаги и нарисуйте круг на весь лист. Разделите его на 12 частей, как пирог или циферблат часов.
Каждый отрезок, идущий от центра к окружности, является шкалой от нуля до ста. Нарисуйте в центре круга ноль, а снаружи – сто. Подпишите каждый отрезок следующими названиями:
Восприятие, Конкретность, Рамки и границы, Прагматичность, Гибкость, Стабильность, Надежность, Опора на картину мира, Умение конфронтировать, Ответственность, Выносливость к реакции других, Мотивация к изменениям.
Прислушайтесь к себе и поставьте жирную точку на каждом отрезке, оценив себя: как вам кажется, где на этом отрезке от нуля до ста вы обнаруживаете себя в текущий момент вашей жизни? Вот описание критериев.
• Восприятие. Насколько объективно вы видите ситуацию, в которой находитесь, и способны распознать, что именно делает ваш партнёр/противник, с которым связана эта ситуация? Например, ваш партнёр говорит: «Что-то ты сегодня неважно выглядишь». Вы можете услышать в его словах:
а) критику;
б) ревность;
в) зависть или ещё что – то.
Но вам также может показаться, что ваш партнёр хочет вам помочь. Это зависит от того, насколько ваши отношения наполнены взаимоуважением.
• Конкретность. Насколько полно и недвусмысленно вы умеете дать другому понять, что вам нужно, с тем, чтобы это получить?
• Рамки и границы. Насколько вы умеете поддерживать то, что вам подходит, и отвергать то, и отвергать то, что вам не подходит, говорить «да» и «нет», «мне нужно», «я хочу» и «мне не подходит», «я не буду».
• Прагматичность. Насколько вы способны планировать свои жизненные цели и последовательно их реализовывать?
• Гибкость. Насколько гибким вы можете быть в решении задач, отвергая неудачные решения и находя новые, более подходящие; выбирая новые способы поведения, когда старые не подошли?
• Стабильность. Насколько вы стабильны в своих решениях и действиях, чтобы не сворачивать на важном для вас пути? Насколько вы способны бросаться в крайности?
• Надёжность. Насколько вы надёжны для других людей в действиях и договорённостях?
• Опора на картину мира. Какова ваша картина мира? Насколько вы можете опираться на ваши представления о мире, о людях, о закономерностях жизни? Есть ли у вас своя философия или парадигма жизни (например, религиозная или какая – либо другая)?
• Умение конфронтировать. Умеет ли вы вести конфронтацию не унижая другого? Умеете ли вы доносить информацию о своих чувствах?
• Ответственность. Насколько вы сами чувствуете свою собственную ответственность за события вашей жизни и ваши конкретные действия.
• Терпимость к реакциям других. Насколько вы выносливы к эмоциям и требованиям других людей, к их реакциям на ваши действия и слова? Насколько легко вас уговорить, шантажировать, сбить с толку? Насколько легко вас заставить почувствовать себя виноватым в чувствах других люде? Чем легче, тем ближе к центру будет ваша точка на диаграмме, соответствующей этому критерию уверенности.
• Мотивация к изменениям. Насколько вы хотите поменять свою жизнь и себя? Насколько вы готовы к тому, что ваша жизнь, ваш общение с другими изменится.
Когда вы будете проставлять точки, ориентируйтесь на общую картину вашей жизни, а не на какие – то конкретные ситуации, на своё самоощущение, а не на то, что думают о вас другие.
Затем снова прислушайтесь к себе и, не торопясь и, задумываясь, поставьте жирные крестики на тех же отрезках в том месте, где вы хотите оказаться.
Оценив ясно вашу сегодняшнюю ситуацию и определив место на диаграмме, в которое вы хотите прийти, ответьте письменно на два вопроса.
1. Что вам мешает двигаться от точки к крестику?
2. Что вам помогает двигаться от точки к крестику?
-компетентность;
- самоорганизованность, внутренняя собранность, аккуратность, подтянутость;
- высокая требовательность к себе, сочетающаяся с отзывчивостью и стремление помочь коллеге;
- самокритичность, скромность;
- педагогический такт, способность устанавливать и поддерживать контакт с коллегами, руководством;
- умение использовать коллегиальные формы работы и претворять ее результаты в жизнь;
- самообразование, направленное на приобретение необходимых знаний, умений и навыков, на развитие профессионально значимых качеств личности;
- непрерывное повышение профессиональной компетентности через базовые курсы повышения квалификации, стажировку на профильных предприятиях.
«Я - это я. Такой, как я, никогда не было и никогда не будет. Есть люди, чем-то похожие на меня, но точно такой, как я, нет.
Мне принадлежит мое тело. И все, что оно делает. Мне принадлежит мой голос: тихий или громкий, нежный или резкий. Мне принадлежит мой рот и все слова, которые он говорит: добрые или несправедливые. Мне принадлежат мои глаза и все образы, которые они могу увидеть. Это все принадлежит мне, потому что я одна выбрала это. И поскольку я выбрала это, это истинно.
Это есть. Это достаточное основание для того, чтобы полюбить себя и заинтересоваться собой.
Теперь, когда я подружилась с собой, я могу набраться теперпения и мужества, чтобы узнавать себя все глубже и лучше. Конечно, во мне есть нечто, что вызывает мое недоумение. Но теперь, когда я не боюсь посмотреть в себя, я смогу сделать так, чтобы все во мне способствовало достижению моих целей, чтобы полезного во мне становилось все больше и больше.
Я могу видеть, слышать, думать, действовать. Значит, во мне есть все, чтобы жить. Чтобы вносить гармонию в мир людей и вещей вокруг меня.
Я - это я, и Я - это здорово!»
1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
3. Показывать, что Вы удовлетворены ребенком.
4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.
5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
6. Проводить больше времени с ребенком.
7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с зада¬нием.
9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
12. Принимать индивидуальность ребенка.
13. Проявлять эмпатию и веру в Вашего ребенка.
14. Демонстрировать оптимизм.
Слова поддержки:
- Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
- Ты делаешь это очень хорошо.
- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
- Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
Слова разочарования:
- Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
- Ты мог бы сделать это намного лучше.
- Эта идея никогда не сможет быть реализована.
- Эго для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Поддерживать можно посредством:
- отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»);
- высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Эта действительна прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идет прекрасно», «Хоро¬шо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты «ожидал»);
- прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лица к его лицу; обнять его);
- совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);
- выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
социально-педагогической запущенности обучающихся
- познавательные приемы;
- создание ситуаций занимательности;
- создание ситуаций опоры на жизненный опыт;
- создание ситуаций успеха в образовательной деятельности.
Б. Организация жизни и деятельности коллектива обучающихся:
- создание ситуаций личностной и групповой перспективы;
- коллективно-творческие дела;
- выработка коллективно-единых требований;
- коллективные соревнования;
- коллективное самообслуживание;
-коллективные правила жизнидеятельности.
В. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:
- уважение;
- педагогическая требовательность;
- убеждение;
- осуждение;
- понимание;
- доверие;
- побуждение;
- сочувствие;
- педагогическое предостережение;
- анализ поступка;
- решение конфликтной ситуации.
Г. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности обучающегося:
- пример, разъяснение;
- ожидание радости;
- снятие напряжения;
- обращение к самолюбию, самоуважению;
- обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного;
- требование, внушение.
Методы психокоррекции
1. Релаксация.
2. Расширение средств самовыражения.
3. Эмпатическое слушание.
4. Социальная рефлексия.
5. Моделирование поведения.
6. Развитие позитивного восприятия обучающихся.
7. Стимулирование личностного роста в условиях тренинга.
8. Тренировка коммуникативных умений и навыков.
9. Эмоциональное погружение.
10. Я-высказывание в педагогических ситуациях.
11. Тренировка рефлексивного поведения.
12. Самодиагностика личностно-профессиональных достоинств
и ограничений.
1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2.Каждый человек способен чувствовать и думать;
3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4.Все люди нуждаются друг в друге;
5.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
• Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
• Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
• Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
• Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
• Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.
•Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.
•Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм, и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.
•Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети с ограниченными возможностями.
•Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и ее работников.
•Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.
•Каждый ребенок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом
•Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
•Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.
В основе нравственных отношений лежат зависимости между предписаниями долженствования и субъективным восприятием этих предписания личностью, между личностными и общественными интересами. Нравственные отношения регулируются моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, получившими общественное или групповое признание и усвоенные личностью в процессе её коллективной деятельности.
Особенность нравственных отношений в том, что они имеют ценностно-регулятивный и непосредственно-оценочный характер, то есть в них всё основано на моральной оценке, выполняющей функции регулирования и контроля. В педагогической среде выделяются сферы, в которых нравственные отношения имеют определённые особенности – сферу учебного труда, различного рода общественной деятельности педагогов и учащихся, сферу внешкольных контактов, общего досуга, сферу педагогических контактов учителей и др. Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями, коллегами и т.д. Педагогическая мораль признаёт такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога на воспитуемого – сочетание разумной требовательности и доверия к нему. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль играет взаимодействие учителя с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения учителем положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.
Нравственная деятельность педагога, как и любая духовная деятельность, обладает относительной самостоятельностью, тесно связана с другими видами деятельности и может реализовываться в различных предметных формах: нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное самовоспитание.
В процессе нравственного просвещения школьников педагог проводит их ознакомление с основными проблемами морали, критериями моральной оценки, раскрывает возможности свободы выбора нравственного поступка и меру ответственности личности за своё поведение и т.д. Процесс нравственного самовоспитания представляет собой не только формирование недостающих привычек, но и ломку ранее сформированных негативных установок.
Педагогическая мораль представляет собой систему общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях. Для того, чтобы эффективно регулировать поведение учителя, система требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью, то есть общие и частные нормы, правила и обычаи должны составлять единое целое. Педагогическая мораль – это система нравственных требований, предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Она выступает одним из регуляторов поведения учителя в педагогическом труде. Система требований педагогической морали является выражением профессионального долга учителя, его нравственных обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом и перед своим призванием.
Модель аналитической таблицы для оценки базовых компетентностей педагогов
Модель аналитической таблицы для оценки базовых компетентностей педагогов
Развитие компетентности в образовательном процессе
- профессиональная подготовка, осуществляемая в рамках образовательного процесса, рассматривается как обучение способам решения профессиональных задач;
- профессиональные задачи определяются в результате анализа изменений современной профессиональной деятельности педагога, происходящие под влиянием социокультурных факторов и проявляющиеся в новых функциях, контекстах деятельности учителя, новых профессиональных ролях.
- Умение говорить «нет»;
- Умения разговора на выбранную тему;
- Умения расставания;
- Умения проявлять дружелюбие;
- Умение развивать речь;
- Приобретать опыт уверенного поведения;
- Не быть жертвой;
- Находить пути из одиночества;
- Делать комплименты;
- Распознавать чувства;
- Уметь отстаивать свои права.
- компетентность;
- самоорганизованность, внутренняя собранность, аккуратность, подтянутость;
- высокая требовательность к себе, сочетающаяся с отзывчивостью и стремление помочь обучающемуся, коллеге;
- самокритичность, скромность;
- педагогический такт, способность устанавливать и поддерживать контакт с обучающимися;
- способность к организационно-управленческой работе;
- умение использовать коллегиальные формы работы и претворять ее результаты в жизнь;
- умение обоснованно и грамотно поставить цель занятий перед обучающимися, увлечь их, сосредоточить основные усилия на выполнение главных проблем, стоящих перед коллективом;
- умение создать такую творческую атмосферу, чтобы в процесс образовательной деятельности были включены все участники образовательного процесса.
Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких сторон – участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, имеющей личную значимость для каждого из ее участников.
Для возникновения конфликта из конфликтной ситуации необходимо какое-либо действие– инцидент, провоцирующий резкое обострение противоречий между участниками конфликтной ситуации и начало борьбы между ними, связь причин и поводов – это связь между объектом конфликта и инцидентом.
Источники конфликтов – это противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование:
- знаний, умений, способностей, личностных качеств;
- функций управления;
- эмоциональных, психических и других состояний;
- целей, средств, методов деятельности;
- мотивов, потребностей, ценностных ориентаций;
- взглядов, убеждений;
- ожиданий, позиций;
- оценок и самооценок.
Психологические страницы № 1
социально-педагогической запущенности обучающихся
- Выравнивание культурно – образовательных возможностей студентов.
- Доверие к личности студента.
- Формирование реально осознаваемых мотивов поведения.
- Формирование реально действующих мотивов поведения.
- Пример и авторитет преподавателя в отношении к обучающимся.
- Позитивное стимулирование.
- Авансирование успеха.
- Акцентуация достижений обучающегося в деятельности.
- Наглядные опоры в обучении.
- Комментируемое управление.
- Создание учебных ситуаций с элементами новизны, опоры на жизненный опыт обучающихся.
- Опережающее консультирование по трудным темам.
- Щадящая учебная нагрузка.
- Безусловное принятие обучающегося.
- Выборочное игнорирование негативных поступков.
- Эмоциональное поглаживание обучающегося.
- Позитивное побуждение к деятельности и общению.
- Ожидание завтрашней радости.
Критерии воспитанности
«Технология развития познавательного интереса»
В конце урока советуем обратить внимание на следующие четыре показателя.
– неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»;
– отсутствие времени на вопросы обучающихся;
– необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.
Все это - ненужный стресс как для обучающихся, так и для преподавателя. Кроме того, недопустима задержка обучающихся в классе после звонка на перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: обучающиеся имели возможность задать преподавателю вопросы, преподаватель мог прокомментиро-вать задание на дом, попрощаться со студентами.
Личностный рост педагога
- оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности, совершающего свободные выборы и несущего за них ответственность;
- воспринимает других людей как уникальных и равноправных участников процесса жизнедеятельности. Действительно, только тот человек, который способен видеть в других уникальность может это развивать в себе;
- воспринимает мир как постоянно изменяющееся, а потому всегда новое и интересное пространство для реализации своих возможностей, на мой взгляд, личность способная видеть и совершать движения способна воспринимать изменения в мире.
Саморазвивающаяся личность:
- способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения, т. е. уверенность в том, что мир действительно таков, каким представляется и сам человек способен принимать и осуществлять правильные решения;
- принятие себя и других, искренний интерес к другим людям;
- заинтересованность в восприятии мира, прежде всего его позитивных сторон;
- способность переживать сильные положительные и отрицательные эмоции, соответствующие реальной ситуации;
- действия направлены на самопознание, саморазвитие, самореализацию;
- по отношению к другим поведение основано на доброжелательности и уважении их личности;
- по отношению к миру поведение направлено на преумножение, а иногда и восстановление его ресурсов за счет своей творческой деятельности в процессе самореализации и бережное обращение с уже имеющимися.
Таким образом, личностный рост зависит от степени сформированности каждой структуры.
Психотерапия неуспеваемости
2. Человеческие факторы: степень скученности студентов (краудинга), личностные особенности и успеваемость обучающихся, изменение персонального и межличностного пространства в зависимости от условий конкретной образовательной организации, распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и преподавателей.
3. Программа обучения: структура деятельности обучающихся, стиль преподавания и характер контроля, кооперативные или же конкурентные формы обучения, содержание программ обучения – их традиционность, консерватизм или гибкость.
• Рефлексивность
• Общительность
• Гибкость личности
• Способность к сотрудничеству
• Эмоциональная привлекательность
• Профессионализм
• семейные праздники;
• взаимоподдержка;
• взаимоуважение;
• принятие подростка;
• позитивный личный пример родителей;
• друзья семьи.
• Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь.
• Не вымещай на ребенке свои обиды.
• Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его жизнь тяжела не меньше, чем твоя.
• Не унижай!
• Умей любить чужого ребенка, никогда не делай чужому ребенку то, что не хотел бы, чтобы другие делали твоему.
• Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым.
• Спрашивайте ребенка каждый день о школе: «что понравилось, чему научился, с кем играл?» (вместо: «Что получил? Тебя ругали?»)
• Хвалите подростка, но за дело: «У тебя замечательно получилось..., ты аккуратно написал ..., замечательно, что....» Чтобы подросток знал что нужно делать, чтобы быть хорошим. (Вместо односложных: молодец! Умница!)
• Говорите чаще подростку, что Вы его любите. И когда он хорошо себя ведет и когда плохо. Только после этого можете наказывать. (Я тебя очень люблю, но ты сегодня (ведешь себя плохо, мешаешь мне, разбил, разлил, кричишь и), поэтому будешь наказан.)
• Чаще общайтесь с преподавателями, если Вас что – то смущает.
• формировать качество взрослой личности;
• развивать свой потенциал;
• приходить в техникум с позитивным настроем;
• выполнять требование преподавателей;
• формировать умения отвечать за свои поступки;
-
подростка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
-
подростка высмеивают, он становится замкнутым
-
подростка хвалят, он учится быть благородным
-
подростка поддерживают, он учится ценить себя
-
подросток растет в упреках, он учится жить с чувством вины
-
подросток растет в терпимости, он учится понимать других
-
подросток растет в честности, он учится быть справедливым
-
подросток растет в безопасности, он учится верить в людей
-
подросток живет во вражде, он учится быть агрессивным
-
подросток живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире
квалификация педагога может быть описана как совокупность шести
основных компетентностей:
2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической
деятельности.
3. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на
осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии
педагогических решений.
5. Компетентность в обеспечении информационной основы
педагогической деятельности.
6. Компетентность в организации педагогической деятельности
Психологические страницы № 2
№ п/п |
Эмпатичность | Рефлексивность | Общительность |
Гибкость личности |
Способность к сотрудничеству |
Эмоциональная привлекательность |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Хорошо понимает настроение ученика | Интересуется мнением ученика | Говорит о своих трудностях и переживания ученикам | Не демонстрирует превосходства над учащимися | Привлекает к себе высокой эрудицией | Располагает к себе манерой поведения |
2 | Внимателен к ученику и его проблемам | Умеет сдерживаться, даже когда ученики не правы | Легко устанавливает контакт с большинство учеников | Признает за учеником право на собственную точку зрения | Охотно поддерживает конструктивную инициативу ребят | Проявляет вежливость |
3 | Проявляет любовь и уважение к детям | Может публично признать свои ошибки | Проявляет готовность к обсуждению с учениками различных вопросов | Проявляет требовательность и строгость | Проявляет расположенность к собеседнику | Располагает к себе внешним видом |
4 | Внимателен к настроению учеников | Принимает во внимание интересы и склонности ребят | Стремится к установлению доверительных отношений с учащимися | Проявляет готовность к пересмотру собственной точки зрения | Умеет разрешать конфликтные ситуации | Тактично обращается к ученика на уроках и вне их |
5 | Учитывает эмоциональное состояние ученика на уроке | Учитывает свои прежние ошибки | Интересуется личными проблемами учеников | Владеет разными способами организации уроков | Вдохновляет других на творческую деятельность | Вызывает уважение окружающих |
6 | Готов откликнуться на проблемы собеседника | В трудных ситуациях сохраняет спокойствие и выдержку | Проявляет интерес к собеседнику и его информации | Признает равенство позиций Учителя и ученика | Побуждает учащихся к дискуссии | Интересен в беседе |
7 | Сочувствует ученику при неудачах | Стремится постоянно получать от учащихся обратную связь | Проявляет открытость в общении | Умеет анализировать общественные события и процессы | Умеет слушать и слышать другого | Имеет широкий круг интересов и увлечений |
8 | Проявляет уважение к личности ученика | Критически относится к своим поступкам, действиям | Стремится поддерживать многочисленные контакты с разными учащимися | Творчески, неординарно относится к своей деятельности | Проявляет искренний интерес к учащимся | Проявляет доброжелательность |
На своих уроках преподаватели говорят студентам, а затем постоянно повторяют, что они пришли в новое учебное заведение, поэтому у них есть возможность начать с «чистого листа». Здесь не будет того стереотипного отношения к ним, которое, возможно, закрепилось в школе. Здесь все будет зависеть от их желания учиться и получать профессиональные знания. Каждый член группы принимает участие в установлении правил и норм поведения, и формировании характеристик данной группы. У всех членов нового студенческого коллектива есть возможность проявить себя с самых разных сторон, найти "своё место под солнцем", завоевать авторитет и уважение однокурсников.
Нередко, вчерашние школьники оказываются неготовыми к самостоятельной работе. Они не умеют конспектировать, работать с учебником, дополнительной литературой, научными первоисточниками и т.п. Поэтому привыкание нередко происходит с большими осложнениями. Не все из них справляются с преодолением этих трудностей. Первокурсника необходимо учить учиться, прививая интерес к учебе при помощи активных форм и методов обучения, таких как деловые игры, учебные конференции, мастер – классы.
Учитывая эти психолого-педагогические особенности, преподаватели прививают ребятам навыки самостоятельности в работе с учебником, книгой, конспектом, учат их выделять главное из текста, стараясь не столько запомнить прочитанное, сколько понять его. Ведь именно с пониманием материала приходит знание, а со знаниями прививаются профессиональные навыки и умения.
Как уже было сказано, многие первокурсники не имеют полного представления о выбранной профессии. Для них специальности «Технология производства сельхоз хозяйственной продукции» или «Мастер по обработке цифровой информации» только слова, лишенные формы и содержания. Поэтому очень часто задаются вопросы: «Зачем нам литература? Для чего нам, будущим технарям, знать биологию или философию?» Преподаватели объясняют ребятам, что быть хорошим специалистом значит не только разбираться в технике. Главное – быть личностью, индивидуальностью, а для этого надо быть образованным человеком. Ведь настоящий специалист – это представитель и носитель определенной культуры. Он характеризуется совокупностью знаний, умений, а также мировоззрением, жизненными установками и ценностями, особенностями профессионального поведения. Достичь высокого уровня в личностном развитии помогают в том числе и литература, философия, обществознание, так как в них собран жизненный, духовно-нравственный опыт многих поколений.
Трудности, с которыми сталкиваются первокурсники, различны по происхождению. Одни объективно неизбежны (освоение в новом коллективе, взаимоотношения с преподавателями), другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе. Но если студент твердо решил вопрос о выборе им профессии, осознал ее значение, ее положительные и отрицательные стороны, требования, которые она выдвигает, то обучение здесь будет целенаправленным и продуктивным, а адаптация будет осуществляться без особых затруднений.
В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность |
Психологические страницы №6
Развитие уверенности ( по Н.Рубштейн)
Уверенность опирается на смелость быть собой, знание своих целей и способов их достижения, знание своих сильных и слабых сторон, способность изменить неэффективные способы действия на эффективные.
Возьмите лист бумаги и нарисуйте круг на весь лист. Разделите его на 12 частей, как пирог или циферблат часов.
Каждый отрезок, идущий от центра к окружности, является шкалой от нуля до ста. Нарисуйте в центре круга ноль, а снаружи – сто. Подпишите каждый отрезок следующими названиями:
Восприятие, Конкретность, Рамки и границы, Прагматичность, Гибкость, Стабильность, Надежность, Опора на картину мира, Умение конфронтировать, Ответственность, Выносливость к реакции других, Мотивация к изменениям.
Прислушайтесь к себе и поставьте жирную точку на каждом отрезке, оценив себя: как вам кажется, где на этом отрезке от нуля до ста вы обнаруживаете себя в текущий момент вашей жизни? Вот описание критериев.
· Восприятие. Насколько объективно вы видите ситуацию, в которой находитесь, и способны распознать, что именно делает ваш партнёр/противник, с которым связана эта ситуация? Например, ваш партнёр говорит: «Что-то ты сегодня неважно выглядишь». Вы можете услышать в его словах:
а) критику;
б) ревность;
в) зависть или ещё что – то.
Но вам также может показаться, что ваш партнёр хочет вам помочь. Это зависит от того, насколько ваши отношения наполнены взаимоуважением.
· Конкретность. Насколько полно и недвусмысленно вы умеете дать другому понять, что вам нужно, с тем, чтобы это получить?
· Рамки и границы. Насколько вы умеете поддерживать то, что вам подходит, и отвергать то, и отвергать то, что вам не подходит, говорить «да» и «нет», «мне нужно», «я хочу» и «мне не подходит», «я не буду».
· Прагматичность. Насколько вы способны планировать свои жизненные цели и последовательно их реализовывать?
· Гибкость. Насколько гибким вы можете быть в решении задач, отвергая неудачные решения и находя новые, более подходящие; выбирая новые способы поведения, когда старые не подошли?
· Стабильность. Насколько вы стабильны в своих решениях и действиях, чтобы не сворачивать на важном для вас пути? Насколько вы способны бросаться в крайности?
· Надёжность. Насколько вы надёжны для других людей в действиях и договорённостях?
· Опора на картину мира. Какова ваша картина мира? Насколько вы можете опираться на ваши представления о мире, о людях, о закономерностях жизни? Есть ли у вас своя философия или парадигма жизни (например, религиозная или какая – либо другая)?
· Умение конфронтировать. Умеет ли вы вести конфронтацию не унижая другого? Умеете ли вы доносить информацию о своих чувствах?
· Ответственность. Насколько вы сами чувствуете свою собственную ответственность за события вашей жизни и ваши конкретные действия.
· Терпимость к реакциям других. Насколько вы выносливы к эмоциям и требованиям других людей, к их реакциям на ваши действия и слова? Насколько легко вас уговорить, шантажировать, сбить с толку? Насколько легко вас заставить почувствовать себя виноватым в чувствах других люде? Чем легче, тем ближе к центру будет ваша точка на диаграмме, соответствующей этому критерию уверенности.
· Мотивация к изменениям. Насколько вы хотите поменять свою жизнь и себя? Насколько вы готовы к тому, что ваша жизнь, ваш общение с другими изменится.
Когда вы будете проставлять точки, ориентируйтесь на общую картину вашей жизни, а не на какие – то конкретные ситуации, на своё самоощущение, а не на то, что думают о вас другие.
Затем снова прислушайтесь к себе и, не торопясь и, задумываясь, поставьте жирные крестики на тех же отрезках в том месте, где вы хотите оказаться.
Оценив ясно вашу сегодняшнюю ситуацию и определив место на диаграмме, в которое вы хотите прийти, ответьте письменно на два вопроса.
1. Что вам мешает двигаться от точки к крестику?
2. Что вам помогает двигаться от точки к крестику?