Необходимым условием успешной деятельности студента (обучающегося), является освоение новых для него особенностей учебной деятельности. На протяжении первого года обучения происходит вхождение первокурсника в новый коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и отдыха, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности.

В процессе адаптации первокурсники чаще всего испытывают следующие трудности:

  1. Переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
  2. Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;
  3. Неумение осуществить саморегуляцию (отсутствие навыков выполнения самостоятельной работы; неумение конспектировать);
  4. Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
  5. Страх публичных выступлений перед своими одногруппниками и преподавателями;
  6. Социально-экономические проблемы у иногородних обучающихся: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.

Для решения возникающих трудностей ребенку просто необходима поддержка родителей.

Подлинная поддержка взрослым ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей – его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко показать, что «хотя я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность». Важно, чтобы родители научились понимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражение и т. п.

Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет вера родителей в него. Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем связанные с ним проблемы.

Взрослые часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка. Такой акцент на прошлом может породить у ребенка ощущение преследования. Ребенок может решить: «Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим».

Для того чтобы показать веру в ребенка, родители должны иметь мужество и желание сделать следующее:

- забыть о прошлых неудачах ребенка;

- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

- позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способности достичь успеха;

- помнить о прошлых неудачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Итак, для того чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1.Опираться на сильные стороны ребенка.

2.Избегать подчеркивание промахов ребенка.

3.Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4.Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5.Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

6.Знать обо всех попытках справиться с заданием.

7.Уметь взаимодействовать с ребенком.

8.Принимать индивидуальность ребенка.

9.Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

10.Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают молодого человека, и слова, которые разрушают его веру в себя.

 

Например, слова поддержки:

-Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

-Ты делаешь это очень хорошо.

-Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова разочарования:

-Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

!!! Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь молодому человеку почувствовать свою нужность.