Учебный стресс = информационный + эмоциональный. Учиться бывает интересно, но это очень энергозатратный процесс, который требует огромного напряжения сил. Порой он превращается в настоящий стресс для ученика, который исследователи называют «учебным» из-за характера воздействий окружающей среды на нервную систему. Существует две теории, объясняющие тревожность. Согласно первой, ее причина в слабых академических знаниях и обоснованном страхе не справиться с экзаменом, к которому человек считает себя неготовым. По второй теории, именно тревога становится причиной низких оценок, поскольку мешает школьникам продемонстрировать реальные знания. Как снизить уровень стресса?

  1. Повторять информацию. После обучения необходимо проработать материалы, попробовать порешать задания, применить знания на практике, рассказать полученную информацию другу.
  2. Соблюдать лимит на количество информации. У каждого из нас память и внимание ограниченны, у каждого есть определенный лимит на принятие решений в день. Решения касаются не только сложной задачи, но и выбора одежды, пути до школы. «Даже на то, чтобы выбрать шариковую ручку в магазине, требуется определенный ресурс. Если лимит решений, количества информации будет превышен, материал не усвоится». Чтобы определить свой предел, нужно понаблюдать за своим утомлением. «Если вы читаете и чувствуете, что можете впитать еще, что сведения усваиваются — учите. Когда не можете — не надо. Нужно закрыть учебник, иначе процесс чреват ментальным истощением».
  3. Устраивать марафоны в технике Pomodoro. Краткое описание техники: концентрироваться на теме 25–30 минут с помощью таймера, делать 5- минутный перерыв между сеансами обучения. После 3–4 марафонов делать большой перерыв на 15–20 минут. Оптимальный вариант — найти свой порог утомления при однонаправленной концентрации и сделать его временной единицей работы. Память и внимание таким образом «прокачиваются». «Кроме того, если мы хотим, чтобы наш мозг был в работоспособном состоянии, нам нужно работать каждый день. И в выходные тоже», — советует психофизиолог.
  4. Пользоваться мнемотехниками. Это один из удачных вариантов. Как его реализовать? Все, что вы выучили или узнали, необходимо визуализировать, реализовать на практике. Может быть, нарисовать картинку, составить инфографику, сделать схему, конспект, провести эксперимент, составить историю по мотивам информации, которую выучили.
  5. Достаточно спать, правильно питаться, организовать место обучения. Чем больше у нас рядом чего-то, что отвлекает внимание, тем больше шансов, что внимание будет рассеиваться. Рабочее место необходимо освободить от всего лишнего и содержать в чистоте, на нем должно присутствовать только необходимое. Иногда полезно отключать даже домашний интернет, чтобы выучить и запомнить параграф из учебника. Школьнику важно учиться планировать свой день и заниматься именно тем, что стоит в плане: «Прочитать 10 страниц учебника — значит, прочитать 10 страниц учебника. Завтра день, например, будет менее загруженный, можно будет прочитать 15 страниц».

Считается, что лучший отдых — это смена деятельности. Но отдых должен быть таким, чтобы не сбивал ученика с рабочего настроя. Например, ребенок скачал новую игру и хочет в перерыве поиграть. Но если игра может захватить его на длительное время, полезнее отдохнуть иначе: погулять или сделать короткую зарядку.