Письмо — сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано, как считают врачи, физиологи, психологи,  с психофизиологическими особенностями 5-7 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны.

У детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках как правая и левая сторона, верх — низ, ближе — дальше, под — над, около — внутри и т.д.

Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный.

Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Основное внимание необходимо обращать на формирование правильной позы при письме: учить детей правильно сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на парте, самостоятельно работать и ориентироваться на листе тетради. Также уделять внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки.

Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности и регулярности.

Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.

Для развития рук и ручной умелости необходимо ежедневно делать различные упражнения:

Пальчиковая гимнастика.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, природным материалом.

Занятия с пластилином.

Шнуровки. Застёжки.

Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.

Игры с мозаикой. Пазлы.

Вырезание ножницами.

Рисование различными материалами — ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.

Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Отрывная аппликация.

Графические упражнения. Штриховка.

Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.

 К периоду обучения в школе дети должны:

  • знать и соблюдать гигиенические правила письма (это посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
  • ориентироваться в тетради, на строке, на странице;
  • выполнять штриховку, соблюдая правила штриховки;
  • уверенно пользоваться ножницами;
  • изготавливать простые фигурки из бумаги путем складывания.

Приведенные выше приемы подготовки руки к письму у дошкольника способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и глазомера, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.