Если ваш ребенок одарен и отличается от других детей, то чтобы пестовать его талант, вам необходимо знать о большинстве особенностей нестандартного ребенка, о проблемах, которые могут у него быть.
Способности бывают общие и специальные. При выдающихся специальных способностях ребенок превосходит многих в определенной деятельности и области, например в музыке, вокале или живописи. Если у ребенка выдающиеся общие способности, то он опережает сверстников по темпам интеллектуального развития. Такой ребенок, прежде всего, отличается каким-то фанатичным любопытством, богатым воображением, фантазией, блестящей памятью, прекрасной речью, а также потрясающей усидчивостью, когда он поглощен любимым делом. Первое, что бросается в глаза, когда общаешься с таким ребенком, это очень развитая речь с большим активным и пассивным словарем, речь с бесконечными суждениями, умозаключениями.
Еще одно отличие одаренного ребенка — это высокая чувствительность. Такой ребенок чувствителен настолько, что реагирует не только на слова, но и на интонации и жесты. Любая реплика им может восприниматься как критика в свой адрес и вызвать чувство вины и даже ощущение отверженности, значительно снижая самооценку ребенка. Он обостренно реагирует на всякую несправедливость, пытается ее исправить, мечтает, чтобы всем было хорошо. И в то же время одаренный ребенок способен непроизвольно унижать окружающих своим непониманием того, что кто-то мир воспринимает по-другому, менее одарен, чем он. Высокая чувствительность одаренного ребенка бок о бок уживается с нетерпеливостью, ершистостью в суждениях. Все это создает определенные трудности в общении с таким ребенком.
Общение со сверстниками, которых он намного обогнал в развитии – главная проблема одаренного ребенка. Его незаурядность, порывистость, ершистость отталкивают от него ровесников, среди которых у него почти нет друзей. И чувствуя себя неким изгоем среди сверстников, такой ребенок способен разочароваться сам в себе.
Кроме того, часто такие дети, опережая в умственном развитии других детей, имеют уязвимые места в физическом развитии, которое не успевает «бежать» вслед за умственным развитием и происходит в срок. Часто имеется разница между высоким интеллектом ребенка и деятельностью, при выполнении которой необходимо пользоваться моторикой рук. Некоторое отставание в физическом развитии иногда бывает причиной насмешек сверстников, что больно ранит чувствительных одаренных интеллектуально детей.