В арсенале каждого родителя имеется, как правило, множество воспитательных мер, но чаще всего воспитываем мы детей с помощью сакраментальных слов, все сортирующих на то, что «можно» и «нельзя». Именно этими словами мы регулируем всю жизнь своего ребенка. При помощи «нельзя» и «можно» нам хочется внушить ребенку весь кодекс норм, правил общения с людьми. Ребенок познает мир, опираясь на эти слова.

К сожалению, иногда невинные для нас «нельзя» являются психологической травмой для ребенка, особенно если в это время он переживает кризис и особенно остро реагирует на все, в связи с происходящей перестройкой организма и высшей нервной деятельности.

Слова-запреты, как и неправильные типы воспитания способны стать причиной нервных отклонений у детей, вызвать бурные реакции протеста и срывы. Чаще всего это происходит, когда в «нельзя» сегодня вдруг превратилось то, что было «можно» еще совсем недавно, чуть ли не вчера. Либо если мама говорит «можно», а папа отвечает «нельзя», или наоборот. Ребенок в недоумении, и он специально начинает делать и брать то, что ему запрещают.

«Нельзя», конечно, необходимы, чтобы малыш усвоил нормы поведения людей. Но круг их должен быть довольно ограничен, учитывая психологию ребенка. «Нельзя» на каждом шагу обижают ребенка, вызывают у него реакцию протеста, делает его упрямым.

Когда мы говорим о нервных детях, то очень часто подразумеваем под словом «нервный» всего-навсего реакции активного протеста. А протестуя, ребенок устраивает сцены, кричит, дерзит, может затеять драку. И это все в ответ на, казалось бы, невинное слово «нельзя».

Почему так происходит? Дело в том, что работа головного мозга – это сложнейшее соотношение процессов возбуждения и торможения, причем сигналы, поступающие в мозг от органов чувств малыша, способствуют процессам возбуждения, благодаря которым мы имеем ответную реакцию на раздражитель. У взрослого одновременно с возбуждением фиксируются и процессы торможения, которые не позволяют возбуждению охватывать весь мозг, локализуя его в тех отделах, которые должны давать ответ на раздражитель. У ребенка же возбуждение превалирует над торможением, и «овладение» процессом торможения затягивается на длительный период. Но только лишь достаточно развившиеся процессы торможения способны вовремя осуществить приказ «нельзя». Поэтому ребенку трудно быть послушным. Если мы муштруем его целыми днями своими бесконечными «нельзя», мы вызываем перенапряжение легко ранимой детской нервной системы.

Как же нужно вести себя с ребенком, чтобы поменьше использовать запреты?

Во-первых, не создавать самим «опасных прецедентов», не провоцировать ребенка запретными вещами, тем самым резко ограничив круг запретов. Пока ребенок еще маленький, запрещенные или опасные вещи лучше спрятать подальше.

Нельзя запрещать все без конца, не учитывая возрастные особенности ребенка.

Если вы разрешили что-то ребенку вчера, разрешите это и сегодня.

Предупреждайте сами свой запрет, профилактика всегда эффективнее.

Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.

Нельзя входить в дебаты с рассерженным ребенком, шантажировать и угрожать. «Воинственность» ребенка можно погасить своим спокойствием.

Все ваши требования к ребенку должны быть эмоционально привлекательными.

Старайтесь чаще говорить ребенку «можно».