С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А.И.Захарова к окончанию начальной школы здоровых детей меньше половины. Причины такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но намного глубже. Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости (невроз — излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство родителей просто не обращают на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей. Другая часть родителей если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (“само пройдет”), и лишь немногие родители предпринимают реальные действия для исправления положения.
В чем же причины возникновения неврозов в детском возрасте?
В первую очередь, на возникновение аномалий в формировании личности в детском возрасте оказывают влияние нарушение семейных взаимоотношений и отклонения в воспитании. Излишне строгое или даже деспотичное воспитание развивает у детей такие черты характера, как неуверенность, застенчивость, пугливость, зависимости и реже – возбудимость и агрессивность. Чрезмерное внимание и удовлетворение всех требований приводит к развитию истерических черт характера, с эгоцентризмом и недостаточным волевым самоконтролем. Отсутствие воспитания как такового ведет к возбудимости, неустойчивости, асоциальному типу поведения.
Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация личности. Если крайности в типах воспитания, такие как: излишне строгое, контрастное у матери и отца воспитание сочетаются с непоследовательным и противоречивым отношением родителей, то это может привести к неврозу навязчивых состояний у ребенка. Предъявление непосильных требований к детям и чрезмерный контроль считаются немаловажными причинами неврастении. Избыточное опекающее воспитание может привести к истерическому неврозу.
Чем более противоречиво отношение родителей к ребенку, тем более напряженной и неустойчивой может его внутренняя позиция, что приводит к перенапряжению нервных процессов и невротическому срыву под влиянием даже незначительных психотравм.
Отрицательное влияние на формирование личности детей оказывают и такие факторы, как конфликтное отношение в семье и невротические черты у родителей. Иногда они настолько выражены, что можно говорить о невротической структуре семьи в целом или о семейном неврозе.
Каждый второй ребенок, больной неврозом, по данным А.И.Захарова, в течение своей жизни перенес разлуку с отцом вследствие развода, большей частью – до развития четко выраженного заболевания неврозом. Каждый четвертый ребенок перенес разной продолжительности разлуку с матерью в первые годы жизни (воспитание у родственников, больница, круглосуточные детские учреждения и так далее). Для большинства рассматриваемых детей ранее помещение в ясли было серьезным переживанием. Недостаточность эмоционального контакта с матерью или отцом не могла быть выполнена воспитателями, заменяющими родителей.
Развитие неврозов приводит к деформации самосознания, самооценки ребенка, его личностной направленности и эмоционально волевых сторон. Ребенок-невротик уже не стремится подражать родителям, брать с них пример и гордиться ими. Нарастает эмоциональное отчуждение. Авторитет родителей окончательно дискредитируется. Отвергнув своих родителей, дети остаются без нужных моделей регулирования своего дальнейшего развития. В конечном итоге это может привести к невротическому развитию личности и к трудностям в социальной адаптации.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ У РЕБЕНКА НЕ БЫЛО НЕВРОЗОВ.
1. Родить его в подходящее время, чтобы родительские обязанности не совмещались с учебой, экзаменами и так далее, чтобы родители не испытывали сомнений в необходимости иметь детей именно в это время. Тогда ребенок не будет препятствием на жизненном пути и вызывать лишний раз раздражение, досаду и недовольство.
2. Предпринять необходимые меры безопасности до рождения ребенка: проконсультироваться у психолога или психотерапевта, избегать ненужных психических стрессов, своевременно устранять неблагоприятные воздействия на работе, со стороны знакомых и близких, настроиться на успешные роды и пройти предварительное обучение.
3. Принять ребенка как судьбу, какой он есть по полу, отложить все дела в сторону, полностью заняться уходом и воспитанием, помнить о высокой потребности ребенка в любви к вам первые годы жизни, когда наиболее активно развиваются эмоции и способность к человеческим контактам.
4. Не оставлять одного в первые годы жизни и не передавать на попечение кому бы то ни было, равно и не совершать дальних поездок в первые три года жизни.
5. Не забывать о муже, помнить, что ему тоже нелегко, постараться как можно раньше вовлечь его в заботу и уход за ребенком, подчеркивать его роль в семье и способность помочь как в психологическом, так и в экономическом плане.
6. Как можно чаще играть с детьми, становиться на их место, сочувствовать переживаниям, одновременно стараясь обходиться без чрезмерной опеки и беспокойства.
7. Быть достаточно гибким и непосредственным в общении с детьми, вовремя признавать свои ошибки, доверять и «поступаться принципами», если это необходимо.
8. Учитывать индивидуальность, своеобразие темперамента, характера личности детей, направляя свое развитие без искусственного опережения или замедления природного темпа.
9. Проанализировав свои отношения с родителями в детстве, чтобы непроизвольно не повторить их в своем семейном опыте.
10. Своевременно замечать психологический дискомфорт и нервность детей, в том числе нарастающие страхи и беспокойства, плохое настроение, повышенную обидчивость и капризность, утомляемость, расстройство сна и аппетита. Совместно с мужем (женой) разобраться в причинах и внести коррективы в отношения с детьми.

Детей учат любить, прежде всего, родители. Если ребенок окружен постоянной любовью вне зависимости от того, какой он в данный момент – «хороший» или «плохой», то такие проявления родительской любви вызывают ощущение ценности собственного «Я». Результатом этого является выраженное чувство принадлежности к семье, когда дети дорожат и гордятся тем, что они живут с мамой и папой; они во многом подражают родителям и с гордостью рассказывают о них окружающим. Здесь дети осознанно и неосознанно отождествляют себя с родителями. Став взрослыми, они способны любить преданно и глубоко в браке.
Можно сказать, что гармоничная любовь между родителями является известной гарантией от проявления невроза и других аномалий личности у ребенка. По словам известного швейцарского педагога И.Песталоции, «…только при помощи любви, признательности и доверия, при помощи очарования и красоты, чувств гармонии и душевного покоя могу как в физическом, так и интеллектуальном и моральном отношениях достигнуть внутреннего равновесия».