Для решения этой проблемы нужно постоянно проводить с детьми специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.

Подбор антонимов: предложить ребенку закончить предложение, начатое взрослым: дождик вымочит, а солнышко... (высушит); один теряет, а другой... (находит); если что-нибудь забудешь, то потом, может быть, и... (вспомнишь).

Подбор синонимов к отдельным словам и словам в сочетаниях. Ребенку дается задание найти синонимы к глаголам: отыскать – найти, зябнуть – мерзнуть, шалить – баловаться и т.д. Более сложное задание – закончить предложение, выбрав близкое по значению прилагательное: мальчик молчаливый, а девочка... (неразговорчивая); вчера день был теплый, а сегодня... (жаркий).

 

Упражнения с существительными Родитель (показывает картинки). Придумай к картинкам название, состоящее из одного слова («Улица», «Зима», «Вечер»). Назови две картинки одним словом («Друзья», «Игра»). Родитель (показывает игрушечного медведя). Назови по-разному эту игрушку. (Мишка, мишенька, мишуленька, мишутка и т.д.) Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук Ш. (мишутка, мишка, сынишка, малыш, мишуля). Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины).

 

Упражнение с глаголами Родитель. Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), лазить (по деревьям), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться) Что делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт). А что умеет делать ветерок? (Ласкает, напевает, веет, шумит, дует), Что делает щенок? (Спит, играет, ест, лает, ласкается). Что умеет делать щенок? (Спать, играть, есть, ласкаться), Что любит делать щенок? Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), ласкаться). Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопиться), Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит

 Упражнения с прилагательными Родитель. О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красное (знамя), красный (флаг); узкое (место), узкая (лента)? Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее). Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (Синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное). Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим). Ответь одним словом, какой осенью лист на дереве. (Жёлтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий). Какие слова можно сказать о щенке, грызущим кость? (Радостный, довольный, рычащий, сердящийся, взлохмаченный, счастливый). Упражнения с наречиями Родитель. Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно), Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно). Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво). Как вы встречаете новогодний праздник? (Радостно, шумно, весело). Упражнение на подбор родственных слов Родитель. Какие новые слова можно образовать от слов кот (котик, коток, котя, котофей, котёнок, котята, котятки, котики, коты, котяточки), солнце (солнышко, солнечно, солнечное, солнечный, солнечная)? Какие клички можно придумать лисе, чтобы было понятно, что он пушистый? (Пушистик, Пушонок, Пушок). Упражнение на подбор сравнений Родитель. На что похоже солнышко? (На яблоко, мяч, шар, апельсин, цветок мать-мачехи или одуванчика). На что похож ёжик? (На шарик, мячик, колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щётку). На что похож ручеёк? (на ленту, змейку, зеркало).

 Упражнения на «зарисовку» слов Во время вечерних игр можно предложить ребёнку предложить зарисовать различные предметы, явления, которые обозначаются определёнными словами. Например: Родитель. Какими словами можно описать погоду, которая стоит сейчас? - Сырая, дождливая, пасмурная, серая, туманная… - Попробуй нарисовать это состояние погоды. - Можно предложить «зарисовать» слова, противоположные по значению выражения «погода сырая и дождливая»; - «зарисовать» то, что связано со словами едет и мчится; - нарисовать любой предмет, который назван коротким (или длинным) словом; словом, состоящим из двух (трёх) слогов; зарисовать предметы, в названии которых слышатся звуки У, С, Р. - отразить в своём рисунке различные состояния моря и назвать их определённым словом (море – бурное, спокойное, синее, весёлое и т.п.)