— Катя, в ящике стола лежали пять тысяч, ты не брала?

Катя мотает головой.

— Я вчера у Лешки видела пятьсот рублей, — вставляет Лиза. — Спрашиваю: откуда? Говорит, не твое дело, накопил.

Света идет в детскую. Из карманов брошенных на пол Лешкиных штанов вываливаются несколько смятых купюр и мелочь.

Разбуженный Лешка говорит, что никаких денег не брал. Нашел. На улице нашел. Друзьям конфет купил, чипсов и колы.

— На две с половиной тысячи?

— Нет, еще Антону машинку купил. У него день рождения был.

— Почему мне не сказал? Мне что, от своих детей все под ключ запирать? — восклицает Света. — Ты же в прошлый раз обещал, что не будешь без спросу деньги брать? Ну что мне с тобой делать?

— Я больше не буду, — бубнит Лешка, роняя крупные слезы.

«Учительница сказала, что мою дочь поймали в школе на воровстве. Не знаю, как на это реагировать. Дома ничего подобного не происходит. Сначала я ужасно расстроилась и хотела высказать дочери все, что о ней думаю. Но, с одной стороны, я боюсь наломать дров, а с другой — должна же я как-то отреагировать на случившееся. Но как? Что мне теперь делать?»

Если вашего ребенка обвиняют в воровстве, в первую очередь важно разобраться: а произошел ли в действительности факт кражи? Ведь если ребенка обвинили напрасно и родители это обвинение поддержали, их сын или дочь чувствует: его предали самые близкие люди. Презумпция невиновности должна стоять во главе угла. Обвинив один раз незаслуженно, мы рискуем навсегда потерять доверие.

Если вы впервые подозреваете ребенка в воровстве, скажите ему совершенно спокойно: «Что-то не могу найти… Не знаешь, где лежит?»

В том случае если факт воровства доказан и сомнению не подлежит, придется разбираться в причинах. Если воришке семь-девять лет, то, скорее всего, он увидел какую-то удивительную вещь и просто не смог устоять.

Помните, в рассказе Николая Носова «Огурцы» мама говорит ребенку, стащившему огурцы с колхозной грядки: «Иди, возвращай, где взял, иначе у меня нет сына!»

«У меня нет сына!» — это страшные слова. Не произносите их даже в самых крайних случаях. Но сказать «Возвращай сам» необходимо. Только сам, не мама и не папа. Ребенок должен запомнить навсегда, как стыдно ему было возвращать украденное.

Один из способов профилактики воровства — давать ребенку карманные деньги. Школьнику лучше давать какую-то оговоренную сумму раз в неделю. Но и маленький ребенок хочет почувствовать себя самостоятельным и иметь свои денежки. Можно договориться заранее: вот мы идем в магазин, все, что до десяти рублей из сдачи — в твою копилку.

Может оказаться, что ребенок, взявший чужую вещь, просто не понимает границ между «мое», «ничье» и «чужое». С дошкольниками на прогулке можно поиграть в такую игру: вот машина «Мерседес» стоит у дороги, никого рядом нет. Чужое или ничье? Чужое! Можно взять? Нет! А вот фантик под ногами. Чужое или ничье? Ничье. Можно взять.

Если вы заметили у ребенка чужую вещь и он говорит, что ему ее подарили, нужно доброжелательно предложить позвонить маме дарителя, «чтобы твоего товарища не ругали». Если ребенок вас обманул и вещь попала к нему незаконно, все раскроется и он будет вынужден признаться в обмане.

Обнаружив пропажу некоторой суммы денег, родители должны сразу же спокойно обозначить проблему: «У нас пропали деньги. Куда они могли подеваться?» Это означает: мама все видит и все замечает, «карманами не хлопает». Иногда ребенок может сразу же признаться в том, что взял он. Иногда может сказать, что видел их накануне в столе или на книжной полке — и «незаметно» положить деньги обратно. За правду, за признание не нужно ругать, как бы трудно ни было удержаться. Бывает, ребенок сам в ужасе от того, что он совершил, и мы должны дать ему шанс исправить ситуацию. И если деньги «вернулись», вслух сказать: «Как я рада, что они нашлись, что у нас в семье воров нет!»

Если в домашнем воровстве уличен подросток, а деньги после ваших ненавязчивых вопросов так и не «нашлись», ситуацию ни в коем случае нельзя спускать на тормозах. В первую очередь все деньги в доме должны быть учтены и спрятаны под замок. Во-вторых, нужно обязательно озвучить проблему. Если родители вовремя этого не сделают, ребенок может посчитать, что он всех обвел вокруг пальца и может продолжать этим безнаказанно заниматься. Необходимо назвать вещи своими именами: «Ты взял чужое. Это — воровство!» Важно сказать, что вы в связи со всем этим чувствуете. Конечно, не стоит устраивать публичную казнь, но и молчать нельзя. Лучше всего разобраться с глазу на глаз со всей возможной деликатностью. Что говорить? То, что услышит именно ваш ребенок. Например: «Ты подвел меня. Я так доверяла тебе, а ты…»

Но прежде чем наказать подростка, нужно понять причину его поступка. Только не нужно спрашивать у него: «Зачем ты это сделал?» Сформулируйте вопрос иначе: «Скажи, на что ты потратил эти деньги?» Разговаривайте с ним как со взрослым. За воровством денег может скрываться очень серьезная проблема, о которой родители даже не подозревают. Возможно, он сломал или потерял чью-то дорогую вещь и за ним огромный долг. Может быть, он проиграл или проспорил деньги или кто-то вымогает их у него… Решить такую проблему подросток без помощи взрослого не сумеет. Родителям нужно постараться доверительно поговорить с ребенком и даже, возможно, провести собственное расследование, но ни в коем случае не пускать ситуацию на самотек! Если чувствуете, что не справляетесь, нелишне будет обратиться к специалисту-психологу.

Что касается наказания за воровство — его строгость должна зависеть от степени и цели проступка. Если ребенок сам в ужасе от того, что он совершил, если он мучился, не зная, как вернуть украденное, — он уже сам себя наказал. Если деньги потрачены, можно забрать у ребенка велосипед или ролики, которые вы ему подарили. Больше он эту вещь не увидит — она пойдет на возмещение убытка. Наказание нужно не само по себе, а для того, чтобы ребенок мог осознать свой проступок, чтобы он увидел, что его действия имеют последствия.

Доказанный случай воровства — прежде всего повод внимательнее присмотреться и понять, какие внутренние проблемы ребенок пытается решить таким образом. Как человек, пребывающий в плохом настроении, нередко «заедает» свои проблемы, так ребенок может их «заворовывать» — ему кажется, что обладание вот этой ручкой сделает его счастливее.

Иногда в десяти-тринадцатилетнем возрасте случаются «приступы» краж из супермаркетов и других магазинов самообслуживания. Если вы поймали своего ребенка за руку, заставьте его отвечать за этот поступок, причем наказание в данном случае должно быть очень серьезным. Многие подростки оправдываются: «Ну, это же ничье…» Тут можно объяснить, если вы не сделали этого в дошкольном возрасте, что речь идет о деньгах, украденных из кармана вот этой симпатичной девушки-кассира.

Встречаются любители воровать в магазинах не для наживы, а чтобы получить порцию адреналина. В этом случае постарайтесь найти место, где ваше чадо сможет получать адреналин «легально», — горные лыжи, скейтбординг, кайтинг.

Некоторые родители и педагоги в случаях повторяющегося воровства ставят ребенку диагноз: клептомания. Хочу сразу сказать, что такой диагноз может поставить только психиатр, и заболевание это встречается крайне редко. В подавляющем большинстве случаев повторяющееся воровство говорит о психологических проблемах ребенка и его семьи.

Тех родителей, которые переживают из-за того, что ребенок во втором классе стащил яблоко у соседа по парте, хочу успокоить. Импульсивное детское воровство случалось, наверное, у каждого хотя бы раз в жизни. Обычно оно проходит вместе с детством.

Детское воровство принципиально отличается от взрослого. Сформировавшийся человек всегда знает грань между «моим» и «чужим» и осознанно переходит ее. А ребенок зачастую не понимает, что творит. Задача взрослого — своим примером, своими словами, своей жизнью показать детям: воровать нельзя!Если ребенок украл что-то, огромную роль играет реакция взрослого. При правильной реакции очень велика вероятность того, что такое с ребенком больше не повторится. И наоборот. Например, одна мама горячо любила своего единственного сына-подростка и при всякой его краже хлопотала, чтобы скандал поскорее замяли. Мама своей цели достигала, а ребенку откровенно нравилось всякий раз завладевать понравившейся вещью. Что тут скажешь? У парня налицо все перспективы стать обычным уголовником.

Прежде всего, воровство — это грех, признак страсти сребролюбия. Хотя и принято исповедоваться с семи лет, это не означает, что дети до этого возраста безгрешны, и многие из них прекрасно это понимают. Сначала невольно, а потом все более осознанно дети могут идти на грех. Поэтому, если вскрылся факт воровства, ребенку нужно исповедаться.

Что касается наказания — родитель должен думать и молиться, прежде чем наказывать ребенка. Все дети — разные. Одному достаточно запретить на неделю включать компьютер. Другого лучше на какое-то время лишить прогулок. Третьего вполне можно оставить без ужина. А к кому-то за воровство (это касается детей лет семи-девяти) и отцовский ремешок можно применить, вопреки всяким «ювенальным юстициям». Ребенок знает, за что его наказывают, терпит наказание и на всю жизнь запоминает. Если родителей вызывают в школу или даже в милицию, это тоже неплохо — ребенку такая встряска точно пойдет на пользу! Важный момент: если пропажу нельзя вернуть хозяину, надо постараться сделать добро посторонним людям. Раздать из карманных денег нуждающимся, что-то кому-то подарить.

Вот только говорить с провинившимся надо не в порыве страсти, в гневе хватаясь за тяжелые предметы, а спокойно. В противном случае маленький человек может решить, что родитель так говорит из-за своего раздраженного состояния, а не из-за его плохого поступка. Может быть, лучше отложить разговор на какое-то время. Пусть он состоится через сутки, но ты будешь говорить успокоившись и хорошенько обдумав, что именно хочешь сказать. Мы, родители, должны помнить: ребенок — не наша собственность, а дар, вверенный нам Богом для взаимного воспитания!

Помню случай, когда ко мне подошел подросток и, помявшись, сказал, что хотел бы исповедоваться. Но когда я стал расспрашивать его, не совершал ли он то или другое, он как-то кисло реагировал на все мои вопросы. Парень явно был не готов к исповеди. И вдруг он говорит мне: «Я украл такую-то вещь на рынке». То есть он пришел в храм исповедовать именно этот грех! Он понимал, что натворил, и пришел в храм просить прощения, хотя и был совершенно нецерковным человеком.

Плохо, если дома часто и подолгу говорят о деньгах, об их нехватке, о дороговизне товаров. Ребенок в этом случае понемногу приобщается к той же системе ценностей и начинает переживать, что у него нет денег. А где их взять? Может, украсть? Я уверен: до того момента, пока ребенок сам не начнет задавать вопросы, подробности денежного обращения должны оставаться для него тайной за семью печатями. А вот когда он станет подростком, ему обязательно надо выделять какую-то сумму на карманные расходы и учить ответственному отношению к деньгам.

Еще очень важно в ребенке с детства воспитывать щедрость. Нищему денежку подать, в копилочку в храме монетку бросить. Но тут тоже аккуратно, чтобы это было словно само собой, без тщеславия.

Не нужно переживать, что ребенок, однажды укравший у одноклассника ластик, станет вором. По моим наблюдениям, у тех, кто действительно приобщается к воровскому миру, не в порядке психика.

Обычно ребенок один раз исповедуется в воровстве, и для него этот опыт становится первым и последним. Несколько лет назад в нашем храме случилась кража. Залезли через окно и вытащили из сейфа все деньги. Быстро нашли виновных — это были подростки из верующих семей. Позднее оба исповедались. А сейчас это уже взрослые прихожане нашего храма.