Каждый человек рождается и растет в семье. Именно семья играет немаловажную роль на развитие детей и каждого отдельного члена семьи. Являясь важнейшим общественным институтом, семья имеет свои функции и цели. Как говорил В. А. Сухомлинский: «главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». Именно в семье происходит формирование личности ребенка, особенно в подростковом возрасте. И то, каким образом родители будут воспитывать своих детей, отразится на их дальнейшей жизни.
Проблема родительства состоит в том, что в современном обществе влияние института семьи на развитие общества ослабевает, многие функции семьи не исполняются на практике либо подвержены разного рода деструктивным влияниям и даже попыткам разрушения семьи под действием различных факторов современной цивилизации. В понимании многих современников превалирует недопонимание того образа традиционной семьи, который она представляла на протяжении многовековой истории человечества. Современные родители испытывают проблемы не только в материальном, социальном планах, но и психолого-педагогической компетентности в процессе социализации, воспитания, обучения и развития подрастающих детей. Меняется время, меняются дети, подходы к их воспитанию, развитию, образованию. Особенно это касается родителей воспитывающих детей подросткового возраста. Во-первых, родитель должен учитывать и знать задачи развития в период подросткового возраста. Но увы многие родители опираются на свой жизненных опыт. Во- вторых, родитель должен быть компетентным в выборе средств, методов, способов воздействия на подростка. Те методы, которые им использовались, когда ребенок был мал, в периоде подросткового возраста уже не работают. В-третьих, подросток это уже не ребенок, но еще и не взрослый, его психика развивающаяся, подверженная пубертатным процессам лабильна и подвержена психической травматизации и пр.
Поэтому психолого-педагогическое сопровождение семьи подростков на сегодняшний день является актуальным, особенно в условиях глобализации, поскольку она ведет к размыванию границ, которыми наделялась семья, «расшатывает» устои семьи, а именно безопасность личности, эмоциональную близость, ответственное отношение к воспитанию детей. Современная семейная проблематика имеет множество нюансов. В настоящее время возникла необходимость системной организации целенаправленного поиска по ряду новых направлений психолого-педагогического сопровождения семьи.
Родительство не профессия, а сложное многогранное социально - психологическое явление. На формирование компетентности родителей влияют самые разные факторы: культурно-исторические, социально-экономические, этические, психологические и др.
Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребёнке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребёнком, характер приёмов воздействия на него. Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи.
Подростковый возраст является одним из самых трудных и то, как пройдёт личностное развитие, как сложатся взаимоотношения ребёнка и родителей в этот период, во многом зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможности родителей перестроиться - принять чувство взрослости своего ребёнка.
Сейчас большинство родителей стараются повышать свои знания в части воспитания подростков, но не каждый понимает суть родительской компетентности.
Сегодня под понятием родительской компетентности понимают следующее:
- знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности (Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров);
- интегральную характеристику, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей (А.П. Тряпицына);
- возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом (Н.Г. Кормушина);
- наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка (М.М. Мизина);
- способность родителей организовать семейную социально-педагогическую деятельность по формированию у ребенка социальных навыков, социальных умений и социального интеллекта путем компетентного выстраивания тренинга жизненных ситуаций (Е.В. Руденский).
Безусловно, родительская компетентность - это, прежде всего, грамотность в вопросах воспитания детей. Современные родители зачастую посредством литературы или Интернета находят нужную информацию, касающуюся воспитания детей. Но все равно иногда испытывают некоторые затруднения при применении знаний, полученных из различных источников. Поэтому помощь психолога в формировании родительской компетентности неоценима.
Психолог является связывающим звеном между родителями и детьми подросткового возраста. Используя определенные методы и приемы, психолог способствует вовлечению взрослых в жизнь ребенка-подростка, помогает выстроить гармоничные отношения.
Партнёрство семьи и психолога, педагогов, образовательного учреждения является важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач, в том числе и повышению родительской компетентности. Приоритетная роль семьи в воспитании и развитии ребёнка заключается в том, что родители выступают для него «эмоциональным тылом», «обеспечивая базисную потребность в психологическом контакте и безусловном принятии» (А. Д. Кошелева). С такой позиции взаимодействие педагога с родителями должно быть направлено в первую очередь на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений. Поэтому содержание взаимодействия психолога, образовательного учреждения с семьей не должно дублировать формы и методы общественного воспитания, оно должно отражать специфику «вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию ребенка» (Е.П. Арнаутова).