***
Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
***
Модели организации обучения студентов с ограниченными возможностями развития
- Дифференцированное обучение в специальных (коррекционных) учреждениях I—VIII вида.
- Интегрированное обучение в специальных группах профессионального образовательного учреждения при создании всех необходимых условий для целенаправленной коррекционной работы.
- Инклюзивное обучение обучающихся с ОВЗ в одной группе с обычными детьми. (при тьюторском сопровождении).
Положительные стороны инклюзивного обучения для здоровых детей:
- воспитание положительного отношения к «особенным» детям;
- расширение знаний о непохожести людей;
- воспитание чувства сострадания и доброты;
- развитие умения общаться.
Положительные стороны для «особенных» детей:
- адаптация к жизни в обществе;
- обучение у сверстников и, как следствие, более быстрое развитие;
Направление
саморазвития
профессиональной
компетентности
|
Формы
саморазвития
|
Сроки
реализации
|
Теоретическое
направление
|
1.Изучение документов: федеральный
закон «Об образовании в РФ»;
концепция образования по
предметным областям; ФГОС;
2.Изучение научно-педагогической
литературы по теме самообразования
3. Систематическое изучение
периодической печати, знакомство со
средствами массовой информации по
педагогической проблематике:
4. Посещение курсов повышения
квалификации:
5.Посещение проблемных курсов:
|
возможно разбивка по годам,
по датам регулярно
|
Методическое
направление
|
1.Посещение, организация и проведение
мастер классов, открытых уроков:
2.Посещение уроков коллег:
3.Формирование опыта по
использованию в процессе обучения
различных технологий:
4.Выступления на МК техникума, участие
в районных, областных конференциях,
на заседаниях районного ИМЦ:
5.Участие в вебинарах, семинарах:
6.Участие в конкурсах:
7. Анализ и обобщение опыта своей
профессиональной деятельности:
|
возможно разбивка
по годам, по датам
|
Психолого-педагогическое
направление
|
1. Чтение психолого-педагогической
литературы:
2.Консультации с психологом по вопросам
возрастной психологии; по вопросам
результатов диагностики и умения
использовать её результаты в
профессиональной деятельности:
3.Подготовка и проведение
тематических родительских собраний:
|
возможно разбивка
по годам, по датам
|
Информационное
направление
|
1.Отработка умения создавать и
редактировать тексты;
2.Отработка умения создавать и
редактировать электронные таблицы;
3.Отработка умения создавать и
редактировать презентации;
4.Отработка умения использовать в
профессиональной деятельности
возможности Internet;
5. Создание собственного мини-сайта;
Ссылка на мой сайт:
6. Работа в режиме самостоятельного
поиска по банкам педагогической
информации, в системе Интернет;
7.Овладение умением создавать и вести
электронные формы документации;
8.Владение умением пользоваться
электронной почтой;
9.Ввладение умением размещать,
систематизировать и хранить (накапливать)
материалы учебного процесса в
электронном виде;
10. Владение умением пользоваться
электронными приложениями к учебникам;
|
возможно разбивка
по годам, по датам
|
***
***
***
***
Модель-таблица № 1
Развитие коммуникативных способностей обучающихся
Для развития коммуникативных способностей используется бланк анализа коммуникативных способностей, выполненный в виде таблицы. В данном случае обучающиеся являются экспертами коротких сообщений своих одногрупников. Выступающие получают заполненный студентом-экспертом бланк и анализируют недочеты в своих ответах (см. табл.). Накопление бланков позволяет подросткам проанализировать динамику развития своих коммуникативных способностей.
Характеристики выступления |
Надо поработать над... | Есть недочеты в... | В целом хорошо | Очень понравилось |
Начало: Привлекло ли оно внимание? Рассчитано ли на данную аудиторию? |
||||
Основная часть: Объяснены ли ключевые моменты? |
||||
Вывод: Сделан ли вывод? |
||||
Риторика выступающего: Уверенность. Громкий голос. Мимика. Четкая речь. Жесты. Слова-паразиты. Поза |
Работа с такой таблицей активизирует процесс рефлексии как у «докладчика», так и у «эксперта». «Эксперт» анализируя чужое выступление, работает и над своими коммуникативными способностями, корректирует свой доклад, зная критерии оценки.
***
***
Виды и составляющие здоровья
***
***
Адаптированная образовательная программа (макет)
(индивидуальной – для конкретного ребенка с ОВЗ)
Структура АОП будет зависеть от особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ и необходимых в связи с ними специальных образовательных условий.
***
Три составляющие, содержание которых свидетельствует
о зрелости личности (Д.А.Леонтьев)
***
Схема деятельности
«Мой маршрут успеха»
1. Мотив (зачем я это делаю? зачем мне это?)
2. Цель:
3.Задачи (шаги по решению цели)
4.Деятельность (что и как я буду делать?)
5.Результат:
6.Рефлексия
***
Психологические знания в моделях
***
***
***
4 формы состояния риска, которые могут привести
к дезадаптации обучающихся
***
Основные формы направленности личности
(по К. К. Платонову)
***
Модель педагога – новатора
Личностные качества | Высокая духовная культура, образованность, интеллигентность, любовь и чуткость к людям, к детям, душевная щедрость, милосердие, умение противостоять всему негативному, готовность познавать новое, стремление к самосовершенствованию и творческому росту |
Профессиональные качества | Профессиональный долг и ответственность, проявление высокой ответственности перед студентами, образовательным учреждением, родителями; чувство долга, как важнейшее профессиональное качество, педагогический такт, доброжелательность, принятие личности подростка как наивысшей ценности, готовность к поиску и апробации всего нового, что появляется в современной педагогике, готовность к инновационной деятельности |
Профессиональные способности и умения | Компетентное владение содержанием профессионального образования, применение современных инновационных форм и методов обучения и воспитания обучающихся подросткового возраста. Творческое отношение к проявлениям активности студентов, способность к самоанализу, собственный творческий потенциал. Умение видеть перспективу развития и обучения каждого обучающегося, понимать его душевное состояние, творчески в соответствии с ситуацией владеть методами педагогического воздействия и методическими приемами, активизирующими познавательную деятельность студентов подросткового возраста, умение рефлексировать собственную педагогическую деятельность, связанную с инновационными стратегиями и направлениями, и на этой основе совершенствовать образовательный процесс. |
Педагогическое мышление | Гибкость мышления: умение быстро ориентироваться в меняющейся обстановке образовательного процесса ОУ в зависимости от текущих задач и приоритетов. Овладение диагностическим аппаратом для изучения личности подростка-обучающегося и коллективом группы в целом, умение анализировать и моделировать обучающие и воспитывающие ситуации с учетом проведенного мониторинга; корректировать учебную деятельность, знания, умения обучающихся в зависимости от их индивидуальных особенностей усвоения учебного материала и здоровья каждого студента, творческое отношение к педагогической профессии и окружающей действительности. Умение проектировать содержание педагогической инновации, использовать для ее реализации необходимые и наиболее эффективные педагогические технологии |
Организаторская деятельность | Умение педагога исследовать и творчески организовать образовательный процесс с учетом развития и становления личности каждого подростка. Умение обмениваться педагогической информацией и творческими находками в ходе педагогического эксперимента с коллегами в рамках образовательного учреждения, района, города, области |
Педагогическое общение, сотрудничество | Сотрудничество с детьми с ориентацией на личностные ценности; умение выстраивать отношения со студентами в качестве духовного посредника между обществом и подростком при этом проявляя терпимость, такт, мягкость и доброту; в то же время, в зависимости от обстоятельств – решительность, твердость, объективность в применении дисциплинарных мер, применение модели личностно ориентированного взаимодействия с подростком, технологии сотрудничества. Использование разнообразных моделей общения, стилей общения в зависимости от этапа готовности подростка к общению. |
Стиль деятельности | Умение поощрять самостоятельность, инициативу и активность студентов проявление их творческого потенциала и личностных качеств. Стиль работы – демократический, в учебной деятельности – партнерство по совместной деятельности. Эмоциональность, яркость и образность речи, ее выразительность, грамотность. Преобладание товарищеского тона. |
Педагогическое мастерство | Умение воздействовать на студента словом, жестом, мимикой, интонацией голоса, выразительностью речи; умение управлять своим поведением и эмоциями; умение тонко чувствовать, как отражается поведение педагога, его слова и действия на подопечных; уверенность, внутреннее спокойствие, уравновешенность и выдержка. |
***
Личностный рост
как ступень к счастью человека
«Великие личности не созданы природой, а самостоятельно сделали себя тем, чем они были: они стали тем, чем хотели быть и остались верными этому своему стремлению до конца жизни»
Гегель
***
Основной закон
личностного роста
опирается на известную формулу Карла Роджерса «если – то».
Если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости.
***
Критерии
личностного роста
Интраперсональные критерии ЛР (принятие себя):
- принятие себя;
- открытость внутреннему опыту переживаний;
- понимание себя;
- ответственная свобода;
- целостность;
- динамичность.
Интерперсональные критерии ЛР (принятие других):
- принятие других;
- понимание других;
- социализированность;
- творческая адаптивность.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку
............................................
Посох для пути и меч для битвы,
Время для борьбы и для молитвы
Каждый выбирает для себя.
ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
***
Приоритетные ценности
Профессионально важными качествами для учителя являются любовь к детям, стремление понять и помочь им. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью для педагога, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие ребят, даже если он прекрасно знает свой предмет и владеет методикой преподавания.
Гуманистическая направленности деятельности учителя:
- учителю близки интересы и проблемы учеников
- безусловное принятие ребенка
Психоэмоциональное состояние
Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, имеющих место в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.
Благополучное психоэмоциональном состояние:
- самообладания в экстремальных ситуациях и умение принимать верные решения.
- эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность учителя
Самооценка
Самооценка, или самовосприятие, - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяются его самооценкой.
Позитивное самовосприятие:
- легко создает на уроке атмосферу живого общения, оказывает психологическую поддержку.
- доверяют людям и ждут от них дружелюбия,
- ученика всегда воспринимают как личность, заслуживающую уважения
Стиль преподавания
На формирование стиля преподавания оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение педагогом своих профессиональных обязанностей.
Демократическом стиле деятельности учителя:
- Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников.
- Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.
Уровень субъективного контроля
Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности в отношениях с людьми и относительно фактов собственной жизни человек готов взять на себя.
Высокий уровень субъективного контроля:
- принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами;
- обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.
***
ФОРМУЛА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
***
Иерархия творческого роста умений специалиста
***
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ПОВЕДЕНИЕ?
(Г.К. Селевко)
***
Модель человеческого счастья
В 1980 году американский философ и психолог У. Джемс создал чрезвычайно оригинальную формулу «человеческого счастья»:
ГДЕ:
* Самооценка это:
– оценки самого себя
– оценки значимых людей
– оценки окружающих
* Успех – сопутствует думающим, рискующим, жизнелюбивым.
* Притязания – то на что я претендую в этой жизни, порог притязания каждый выбирает сам.
***
Шесть основных правил самоменеджмента
(техника правильного использования времени, как условие личного и профессионального успеха)
***
Пирамида познания (когда информация усваивается полностью)
5% – лекция, пассивная позиция слушателя;
10% – чтение;
20% – аудио визуальность (говорим и показываем);
30% – использование наглядных пособий – диаграммы, слайды, буклеты;
50% – обсуждение в группах;
70% – обучение практики и действия ролевые игры;
90% – выступление в роли обучающего (личностно – деятельностный подход);
***
Пирамида потребностей по А.Маслоу